(Есть ли предел в усовершенствовании человека с помощью циркулей и молотка?..)
Корреспондент музея откликнулся на тему о масонах и лёгкой атлетике (см. "Quod erat demonstrandum: масоны превратились в писателей") следующим сообщением:
"По поводу масонов. Видел на стене в одной из больших аудиторий НГУ Лесгафта (голубой зал) Мойка 108 знак масонов. Здание 1886 года постройки. Там же и кафедра легкой атлетики, но в другом крыле. У меня есть фото. Дюперрон.
Эмблема масонов над дверью.
Первые преподаватели и зав. кафедрой легкой атлетики ГОЛИФК им. Лесгафта 1934 г.".
(Зав. каф. Васильев, тренер Взоров, засл. мастер спорта Турова)
В книге Бориса Алмазова "Повести каменных горожан. Очерки о декоративной скульптуре Санкт-Петербурга" (см. "О всемогущих олимпийцах в книге Бориса Алмазова "Повести каменных горожан. Очерки о декоративной скульптуре Санкт-Петербурга"") есть такие слова:
"Помещая изображение того или иного божества на стену архитектурного произведения, архитектор или заказчик таким образом высказывали свое пожелание жильцам дворца или дома. Рассказывали или намекали на какую-то историю. Без определения, кто изображен, чей это маскарон или декоративная скульптура, историю эту не понять. Следовательно, здание безмолвствует, камни молчат, дворец и просто дом человеческий превращаются в помещение, а любой народ, когда-то великий и могучий, утративший понимание культуры, в том числе своей национальной, вырождается в безликое население".
Архитектурный сайт Санкт-Петербурга о здании по адресу Мойки наб., 108 сообщает:
"Средняя школа в здании работала до 1980-х гг., после чего его передали Институту физкультуры им. Лесгафта. В настоящее время корпус Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта. (по Невский архив: Историко-краеведческий сборник. Вып. VII СПб.: "Лики России", 2006 статья В. В. Антонова. "Усадьба, дворец, Дом трудолюбия"; [60] добавил: Наталия)".
В указанное время Д. П. Пугачёв-Ионов уже не был ректором института, ректором (1973 - 2001) был В. У. Агеевец, до этого с 1964 года трудившийся заведующим кафедрой физического воспитания Ленинградского государственного университета.
Насколько известно, тема о масонах - оказывалось ли на деятелей русского дореволюционного и современного спорта масонское влияние - не изучалась. По крайней мере, никаких сведений об этом в музее нет.
Об истории русского масонства можно прочитать книгу профессора Брачева В. С. "Масоны в России: от Петра I до наших дней", в резделе "Заключение" которой есть в т. ч. такие слова:
"В отличие от лож екатерининского и александровского времени, действовавших с негласного разрешения правительства, политическое или думское масонство начала XX века было уже подпольным и имело откровенно антиправительственный характер. Оно уже изначально было ориентировано не на духовную работу "братьев" в ложах, а на захват власти, разрушение империи и изменение основ тогдашнего государственного строя в России. Недаром основным поставщиком адептов вольного каменщичества в эти годы была кадетская партия, известная в то же время и как партия леволиберальной российской интеллигенции по преимуществу.
Радикальнее левых кадетов были, пожалуй, только эсеры и социал-демократы.
Террористическая деятельность социалистов-революционеров в нашей стране слишком хорошо известна. Не представляют большого секрета и политические устремления тогдашних социал-демократов. Правда, большевиков среди масонов было, можно сказать, считанные единицы, но кто из них в этом больше "виноват" - это еще вопрос. Что касается меньшевиков и эсеров, то их в масонские мастерские приглашали более чем охотно. И не случайно, так как идеей-фикс политического масонства являлась идея создания широкого антиправительственного "народного фронта".
Несмотря на кратковременность существования и некоторую узость в понимании своих задач (борьба в Думе, по преимуществу), свой вклад в падение самодержавия русские политические масоны, несомненно, внесли. Принципиально важное значение в этом плане имело образование ими в августе 1915 года Прогрессивного блока и создание на его основе прочного антиправительственного большинства в Думе. Опираясь на него, руководство Верховного совета Великого Востока народов России уже с лета 1916 года берет курс на насильственное устранение от власти Николая II и установление конституционного строя в стране.
Огромное значение в этой связи сыграло установление масонами в 1916 - начале 1917 гг. тесных контактов с представителями русского генералитета (М. В. Алексеев, Н. В. Рузский и др.), что, в сущности, и позволило в февральско-мартовские дни 1917 года обеспечить бескровный характер отречения Николая II и осуществление по всем правилам "королевского искусства" плавного масонского вхождения во власть (Временное правительство) с последующим закреплением в ней. Однако удержать эту власть в условиях продолжавшейся войны и начавшегося распада государства и его структур масоны не смогли. Октябрь 1917 года положил конец политическому масонству в нашей стране.<...>
Спириты, теософы, мартинисты, филалеты, розенкрейцеры, софианцы… Пути разные, но цель одна - эрозия национального самосознания народа, причем главный удар всегда направлялся против "живущей силы Руси" - ее государственности, национальных основ и православия.
Трудно сказать, то ли по этой, то ли по другим причинам, но оккультистов в первые годы советской власти ОГПУ не трогало. К ликвидации их кружков оно приступило только с 1925 года, причем с самого начала отношение к ним было неоднозначным. Дело в том, что в руководстве этого ведомства (Глеб Бокий, Яков Агранов) существовали определенные планы использования масонов в интересах советского государства. Окончательная ликвидация масонских кружков и групп растянулась вследствие этого вплоть до конца 1930-х годов.
Как бы то ни было, к началу Великой Отечественной войны старые масонские центры в стране были окончательно ликвидированы. Для возникновения же новых не было подходящих условий. Когда же наконец с перестройкой и распадом СССР такие условия появились, то опять, как и в начале века, не обошлось без помощи наших французских "братьев". Благодаря их инициативе и финансовой поддержке собственно и стало возможным новое возрождение масонства в нашей стране.
Говоря о перспективах движения, сами масоны излучают оптимизм. "Масонство отвечает национальному характеру русских. А славянской душе понятны те метафизические и мистические поиски, которым привержено франк-масонство", - уверял в 1992 году корреспондента "Правды" великий секретарь Великой Национальной ложи Франции Трестурнель [1449].
Последующие события показали, однако, что это, мягко говоря, далеко не так. Однако и тешить себя иллюзиями, что в России, вследствие якобы только ей присущей национальной специфики, масонство не имеет должных перспектив, у нас тоже нет оснований. Почва в лице либерально-демократической российской интеллигенции для внедрения в общественное сознание масонской идеологии в нашей стране, безусловно, есть."
А ведь флаг РФ на спортивных аренах мира не поднимают уже шестой год, не играет и гимн России...
См. также "Как Уиндхем Холсуэлл переместился из Лондона 1908 года в Тярлево 1888 года?".
Комментарии
Отправить комментарий