К основному контенту

Петер Карл Густавович Фаберже и лёгкая атлетика

В статье к. п. н. Елены Долгополовой "Олимпийские скачки князя Дмитрия Романова", опубликованной в "Российской газете" 1 февраля 2016 года, говорится о Стокгольмской Олимпиаде 1912 года в т. ч. следующее:

"Но самый роскошный, поистине царский дар Николай II преподнес всей Олимпийской семье, учредив для лучшего спортсмена приз в исполнении знаменитого русского ювелира Карла Фаберже - ладью с фигурками викингов из золота, серебра и драгоценных камней."

Речь идёт о призе в десятиборье. Подробности находим на англоязычном сайте об исследовании творчества Карла Фаберже. В статье независимых исследователей Синтии Спарк (Великобритания) и ДиАнн Хофф (США) "Монуметальные ковши Фаберже с богатырскими темами" ("Fabergé’s Monumental Kovshes with Bogatyr Themes" by Cynthia Sparke (UK) and DeeAnn Hoff (USA), Independent Researchers) сообщается:

"Приз по десятиборью (Е.), также ковш, был вручён победителю спортивного соревнования на Олимпийских играх 1912 года в Стокгольме. Хотя московская проба предлагает 1908-1917 годы в качестве общих дат, 1910 год вскоре может быть подтверждён, так как нацарапанный инвентарный номер ковша 18831 недавно был перекрёстно указан при подготовке этой статьи. В сохранившемся счёте Императорского кабинета указана стоимость в 2500 рублей и который был подписан Николаем Рахмановым (возможно Романовым - прим. музея) 18 мая 1910 года (The Decathlon Trophy (E.), also a kovsh, was presented to the winner of the sporting event at the 1912 Olympic Games in Stockholm. Although the Moscow hallmark offers 1908-1917 as general dates, 1910 may soon be confirmed since the kovsh’s scratched inventory number 18831 was recently cross-referenced in preparation for this article. An Imperial Cabinet invoice citing the cost as 2500 rubles and countersigned by Nikolai Rakhmanov on May 18, 1910, is extant.)".

((E.) Decathlon Trophy for the 1912 Olympic Games in Stockholm (47.5 x 59.8 x 31 cm/19 x 24 x 12 in.) (Courtesy Olympic Museum, Photograph © IOC/Jean-Jacques Strahm))

Во второй части этой статьи, написанной Синтией Спарк, содержится архивная фотография этого ковша

(Archival Photographs of the Decathlon Trophy (Stockholm 1912 Official Report, Part 1, 243, 245))

и рассказывается следующее:

"Этот рисунок также был связан с другим монументальным ковшом, изображающим воинов, сгрудившихся вокруг заметного руля, и хранящимся в Олимпийском музее в Лозанне, Швейцария. (Информационный Бюллетень Исследований Фаберже, лето 2015 г.) Он также посвящён богатырской тематике, имеет позолоченный интерьер и кабошонные камни как и у своего спутника, но, похоже, бросает вызов идее, что официальные подарки просто доставались из дворцовых кладовых, где они хранились в ожидании "назначения".

В преддверии Олимпиады 1912 года петербургские ювелиры были приглашены побороться за создание приза в виде традиционного русского сосуда для питья. Лариса Завадская в своей статье "Эскизы ювелирных изделий К. Э. Болина в Эрмитаже" в "Драгоценности и серебро для царей, цариц и др. В. А. Болин 200 лет", 1996, 219-223, отмечает, что заявка Болина была отклонена в пользу заявки Фаберже, которая была одобрена для олимпийского ковша. Оказывается, к этому конкурсу могут относиться различные рисунки, сохранившиеся в Эрмитаже для ковшей и кружек, украшенных эпическими героями.

Безусловно, Императорский кабинет покупал изделия у Фаберже и других известных мастеров в больших количествах, особенно в рамках подготовки к длительным официальным поездкам и щедрым подаркам за рубежом. Однако если, как недавно было указано в тексте Ревякина (стр. 95), эрмитажный рисунок, ныне выставленный в здании Главного штаба, был представлен для осмотра в канцелярию Его Императорского Величества в качестве предполагаемого Стокгольмского олимпийского приза 1912 года, то некоторые монументальные ковши были специально задуманы для особых презентаций.

Олимпийский ковш был осмотрен ещё раз, чтобы найти связи между композицией и конкретным событием, для которого он был создан. Объект изображает заметную фигуру богатыря в кольчуге, на этот раз наклонившегося вперёд к своему щиту, когда он осматривает горизонт, окруженный своими людьми. Внушительная рукоятка, украшенная спиральными мотивами, наводит на мысль о закрученном ветре или вздымающемся море, окружающем руль. Тотемическая опора для главной фигуры заменена сцеплением весел, а на носу изображены скачущие лошади. Иконография, по-видимому, не имеет отношения к событиям, включающим десятиборье с забегами на различные дистанции, бег с барьерами, прыжки, толкание ядра, метание копья, метание диска и прыжки с шестом. Ни одна из этих дисциплин не требовала использования лодки или конных элементов, изображенных на скульптурном барельефе приза.

Несмотря на это, начались поиски, чтобы выяснить, можно ли проследить инвентарный номер, нацарапанный на ковше и может ли Олимпийский музей в Лозанне пролить какой-либо дополнительный свет на этот предмет. Ковш, подаренный победителю Стокгольмского десятиборья 1912 года, имеет московскую пробу с 1908-1917 годами. Известно, что этот предмет существовал ко времени Олимпиады 1912 года и нацарапанный инвентарный номер 18831 пересекается с документацией Императорского кабинета 1911 года. Доктор Валентин Скурлов, независимый исследователь, щедро поделился информацией из архивных документов, которые проливают свет на хронологию, связанную с Олимпийским ковшем:

- 6 апреля 1911 года Главный штаб в Санкт-Петербурге принял корреспонденцию от графа фон Розена (известного шведского спортсмена и организатора конных соревнований) и согласие шведского Министерства иностранных дел разрешить русским офицерам участвовать в Олимпийских играх 1912 года.

Соглашение о допуске офицеров к участию в играх имело бы важное значение для России, поскольку оно, по сути, позволяло участвовать некоторым из самых элитных всадников империи и высококвалифицированным спортсменам. Интересно отметить, что Великий Князь Дмитрий Павлович, внук Александра II и двоюродный брат Николая II, был гвардейским офицером, выбранным для участия в Олимпийских играх 1912 года. Конечно, были и другие аристократы, хорошо подготовленные в различных дисциплинах, которые могли рассматриваться как спортсмены-любители, получая выгоду от цикла подготовки к таким соревнованиям.

- 4 мая 1911 года русская канцелярия, ответственная за управление императорским двором (Министерство канцелярии императорского двора), сообщила, что барон де Кубертен от имени Принца Швеции осведомился о намерениях Его Императорского Величества вручить Кубок вызова. Министерство Императорского двора представило выбор награды Николаю II на утверждение.
- 9 июня императорский кабинет задокументировал, что императору угодно выбрать ковш, выполненный в виде лодки с Государственным гербом и фигурами воинов, инвентарный номер 533 за 2500 рублей.

Вспоминая Эрмитажный рисунок, первоначально отмеченный за 2200 рублей, то несоответствие с цифрой, отмеченной Императорским кабинетом в 2500 рублей, ещё больше ставит под сомнение то, что рисунок является утвержденным эскизом Олимпийского ковша. Это не исключает, что ковш был специально заказан, только на этот раз полная подоплека объекта неизвестна. Мы можем не понимать процесс Фаберже от замысла до поставки принадлежащего Ревякину или Олимпийских ковшей, но недавние публикации и архивные откровения, безусловно, способствуют нашему пониманию эпохи Фаберже.

(The drawing has also been linked with another monumental kovsh depicting warriors clustered around a prominent rudder and is preserved in the Olympic Museum at Lausanne, Switzerland. (Fabergé Research Newsletter, Summer 2015) It shares the bogatyr theme, gilt interior, and cabochon-set stones of its companion but seems to challenge the idea that official gifts were simply pulled from palace storerooms where they were stored while awaiting "assignment".

In anticipation of the 1912 Olympics, St. Petersburg jewelers were invited to compete for a trophy to be created in the form of a traditional Russian drinking vessel. Larissa Zavadskaya in her article, "Design Drawings of C. E. Bolin’s Items of Jewelry in The Hermitage" in Jewellery & Silver for Tsars, Queens and Others. W. A. Bolin 200 Years, 1996, 219-223, notes Bolin’s entry was turned down in favor of Fabergé’s which was approved for the Olympic kovsh. It appears various drawings preserved in the Hermitage Museum for kovshes and tankards decorated with epic heroes may relate to this competition.

It is certainly true the Imperial Cabinet purchased stock from Fabergé and other prominent makers in large quantities, particularly in preparation for extended official tours and lavish gifting abroad. However if, as has recently been stated in the Revyakin text (p.95), the Hermitage drawing now displayed in the General Staff Building was submitted for inspection to the office of His Imperial Majesty as the proposed Stockholm Olympic prize of 1912, then certain monumental kovshes were specially conceived for particular presentations.

The Olympic kovsh was reviewed once again to find links between the composition and the specific event for which it was created. The object features a prominent Bogatyr figure in chainmail, this time leaning forward against his shield as he surveys the horizon surrounded by his men. The sizeable handle enriched with scrolling motifs suggests swirling wind or surging seas surrounding a rudder. The totemic support for the principle figure is replaced by a clutch of oars and the prow features galloping horses. The iconography does not seem to relate to the events comprising the decathlon of various races, hurdles, jumping, shot put, javelin, discus and pole vaulting. None of these categories required the use of a boat or equestrian elements depicted in the prize’s sculptural relief.

Undeterred, a search began to see if the inventory number scratched into the kovsh could be traced and whether the Olympic museum in Lausanne could shed any further light on this piece. The kovsh presented to the winner of the 1912 Stockholm decathlon has a Moscow hallmark with the years 1908-1917. It is known the piece was in existence in time for the 1912 Olympics and the scratched inventory number 18831 cross references with Imperial Cabinet documentation from 1911. Dr. Valentin Skurlov, independent researcher, has generously shared information from archival documents which shed light on the timeline relating to the Olympic kovsh:

- On April 6, 1911, the General Staff Headquarters in St. Petersburg acknowledged correspondence from Count von Rosen (a prominent Swedish sportsman and campaigner for equestrian events), and the agreement of the Swedish Ministry of Foreign Affairs to allow Russian officers to participate in the 1912 Olympic Games.

The agreement to permit officers to be seconded to the games would have been important for Russia as it, in effect, permitted some of the Empire’s most elite horsemen and highly trained athletes to participate. It is interesting to note that Grand Duke Dmitri Pavlovich of Russia, grandson of Alexander II and cousin to Nicholas II, was a guard’s officer chosen to ride for Russia in the 1912 Olympics. Certainly there were other noblemen highly trained in various disciplines who could qualify as amateur sportsmen whilst benefitting from a lifetime of preparation for such a competition.

- On May 4,1911, the Russian office responsible for administering the Imperial Household (Ministry of the Imperial Household Office) reported Baron de Coubertin inquired, on behalf of the Prince of Sweden, as to His Imperial Majesty’s intentions to grant a challenge cup. The Ministry of the Imperial Court submitted the choice of award to Nicholas II for approval.
- On June 9th, the Imperial Cabinet documented that it pleased the Emperor to choose a kovsh formed as a boat with the State coat of arms and warrior figures, stock number 533 for 2,500 rubles.

Recalling the Hermitage drawing originally marked for 2,200 rubles, the discrepancy with the figure noted by the Imperial Cabinet of 2,500 rubles throws further doubt on the drawing being the approved design for the Olympic kovsh. This does not preclude that the kovsh was a special commission, only at this time the object’s full background is not known. We may not understand the Fabergé process from conception to delivery of the Revyakin or Olympic kovshes, but recent publication and archival revelations certainly contribute to our understanding of the Fabergé era.)"


"Петер Карл Густавович Фаберже родился в Санкт-Петербурге в 1846 году. С 1866 года, на протяжении 15 лет Карл Фаберже посещал Галерею драгоценностей Императорского Эрмитажа, изучая и реставрируя ювелирные изделия старых мастеров. С 1874 года он начал поставлять Кабинету его императорского величества изделия, изготовленные в собственной мастерской, в 1885 году Фаберже получил звание "Поставщика Двора Его Императорского Величества", в 1910 году ‒ титул придворного ювелира Императорского двора. С 1885 года началась знаменитая и уникальная в истории ювелирного искусства "императорская" серия пасхальных яиц. В 1901 году Николай II приобрел миниатюрную копию императорских регалий, получивших Гран-при на Всемирной выставке в Париже. В 1902 году Императорский Эрмитаж способствовал устройству первой персональной выставки ювелира, которая была открыта в течение двух дней во дворце барона фон Дервиза на Английской набережной. Это был полный триумф Карла Фаберже. Покровительницей выставки была императрица Александра Федоровна. Во время Первой мировой войны Фаберже оснащал медицинским оборудованием Лазарет имени наследника Цесаревича Алексея в Зимнем дворце. В 1918 году Карл Фаберже навсегда уехал из России." (Фаберже – ювелир Императорского двора). Скончался Петер Карл Густавович Фаберже 24 сентября 1920 года в Лозанне. Фирма "Фаберже" в России не возродилась.

Комментарии