К основному контенту

Родченко А. М. Прыжок с шестом. 1936


Родченко А. М.
Прыжок с шестом
Фотография, желатиновый отпечаток, 23,8 х 18, 1936.

Александр Родченко был одним из основоположников конструктивизма и создателей первой советской рекламы. Он работал над агитационными плакатами, писал абстракции, иллюстрировал книги и изобрёл приемы художественной фотографии, которые используются и сегодня.

"Я был приверженцем". Знакомство с авангардом

Александр Родченко родился 5 декабря 1891 года в Петербурге, в семье Михаила и Ольги Родченко. Его мать работала прачкой, отец — театральным бутафором. Жили они в небольшой квартире прямо над помещением театра; чтобы выйти на улицу, нужно было каждый раз проходить прямо через сцену. Поэтому раннее детство мальчика проходило в "закулисной" обстановке. Михаил Родченко не хотел, чтобы сын пошел по его стопам, и настаивал на получении "настоящей профессии". Сразу после окончания четырёх классов церковно-приходской школы мальчик пошёл учиться на зубного техника и даже какое-то время работал протезистом. Однако в 1911 году он поступил вольнослушателем в художественную школу в Казани, куда к тому моменту переехала семья Родченко. В той же школе училась Варвара Степанова, которая позже стала женой и соратницей Родченко, известным художником и дизайнером.

В 1914 году во время всероссийского турне в Казань приехали футуристы — Владимир Маяковский, Василий Каменский и Давид Бурлюк. Их вечер произвел на Александра Родченко сильное впечатление: он понял, что хочет заниматься футуристическим искусством.

В конце 1915 года Александр вместе с женой переехал из Казани в Москву. Там через общих друзей он познакомился с художником Владимиром Татлиным — одним из основоположников авангардистского движения. Татлин предложил Родченко принять участие в футуристической художественной выставке "Магазин". Вместо вступительного взноса Александр Родченко помогал в организации мероприятия: продавал билеты и рассказывал гостям о представленных работах.

"Я от него [Татлина] учился всему: отношению к профессии, к вещам, к материалу, к продовольствию и всей жизни, и это оставило след на всю жизнь… Из всех современных художников, которых я встречал, нет равного ему".
Александр Родченко

В эти годы Родченко окончательно определился с направлением собственного творчества. Вдохновившись картиной Малевича "Белое на белом" ("Белый квадрат на белом фоне"), он создал серию работ "Чёрное на чёрном". Однако если картина Малевича построена на геометрических формах и игре оттенков, то основным выразительным средством для Родченко стала фактура — именно она сделала композицию объемной.

Иллюстратор, декоратор, мастер авангардного плаката

Александр Родченко стал одним из основоположников конструктивизма — его работы отличались лаконичностью и геометризмом. Художник иллюстрировал книги, работал над декорациями для театральных постановок и киносъёмок, однако наиболее известными стали его рекламные плакаты. Кроме традиционных средств живописи и графики, Родченко использовал приемы фотомонтажа, создавая лаконичные и информативные коллажи.

Целую серию рекламных плакатов художник выпустил совместно с Владимиром Маяковским: поэт отвечал за краткие запоминающиеся лозунги. Конструктивистские плакаты полностью вписывались в революционную идеологию молодого советского государства. Они были призваны и просвещать, и информировать, и агитировать.

В технике фотомонтажа Родченко создавал не только плакаты, но и иллюстрации для книг и журналов. В частности, к поэме Маяковского "Про это".

Фотоэксперименты Александра Родченко

Фотографией Александр Родченко стал заниматься с 1924 года. К тому времени он был не только состоявшимся художником, но и педагогом — преподавал в Московском Художественно-техническом институте. Сначала Родченко снимал лишь для того, чтобы собрать новые материалы для коллажей, однако позже его новаторские работы стали очень популярны. Родченко использовал необычные ракурсы, благодаря чему его работы приобретали особую динамику и реалистичность. Наиболее эффектно для тех лет выглядели снимки с диагональной композицией, когда съемка велась сверху вниз или снизу вверх. Такие методы противоречили строгим канонам фотоискусства того времени. Но приёмы Александра Родченко быстро стали популярны у его коллег, а многие из них используются в профессиональной фотосъемке по сей день. Однако некоторые его эксперименты критиковали. Например, работу "Пионер-трубач": на ней мальчик с горном снят с нижнего ракурса. Про снимок говорили, что мальчик более похож на "раскормленного буржуа", чем на советского пионера.

Кроме жанровых фото Александр Родченко создавал портреты — самыми известными его работами стали "Портрет матери", фотографии Владимира Маяковского, Осипа и Лили Брик — и репортажи.

С конца 1930 годов Александр Родченко перестал экспериментировать с темами и жанрами. Он практически не снимал и не рисовал, лишь оформлял книги вместе с женой.

После Великой Отечественной войны художник увлекся пикториализмом. Это направление фотографии делало снимки похожими на живописные работы. Фотохудожники достигали подобного эффекта за счёт особых настроек света и выдержки. В этот период Александр Родченко интересовался цирком и театром и в стиле пикториализма часто снимал артистов.

Художник умер 3 декабря 1956 года. Он немного не дожил до открытия своей первой фотовыставки, которую организовала его жена. Сегодня имя Родченко носит Московская школа фотографии и мультимедиа, в которой преподает его внук, Александр Лаврентьев.

Источники: Аукционный дом "СОВКОМ", Культура.РФ "Александр Родченко".

Комментарии

  1. Комментарий поступил по почте 10 ноября 2020, 13:44:

    Добрый день, Николай!
    С большим интересом ознакомился с материалом Вашего уникального музея о Родченко.. Я сам увлекался с 15 лет фотографией (в день рождения мне подарили фотоаппарат «Любитель», который у меня хранится до сих пор и находится в рабочем состоянии). В советское время в Москве часто организовывались крупные фотовыставки и я с удовольствием их посещал. Кстати, они всегда пользовались в то незабываемое время огромной популярностью. На одной из них я и познакомился с творчеством этого интересного мастера. Действительно, у него много оригинальных, броских и динамичных фотографий спортсменов 30-х годов, сделанные в стиле Дейнеко. Очень приятно, что его известной фото шестовика (я понял подлинное) украшают ваш музей. Любопытно было бы узнать кто-это прыгает на снимке, где сделана фотография. На какой высоте находится планка. Сама техника прыжка удивительна, но надо учитывать, что это фото сделано почти 100 лет назад, когда прыгали на жестких шестах в опилки!
    Особенно интересна его биография, из которой видно как заложенные в человеке природные дарования на разных этапах жизни диктовали ему повороты в сторону творческого искусства. И он подчинялся им, что позволило ему реализоваться, как незаурядному мастеру. Безусловно, Родченко крупная личность, мощная фигура в советском искусстве, оставившая свой уникальный след и в советском спорте и, что, особенно приятно, в отечественной легкой атлетике.
    Спасибо!
    С уважением, Ю.Чирков.

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий