К основному контенту

Манизер М. Г. Дискобол. 1927 - 1935


(Дискобол Манизера. Фото Лидии Верещагиной)

Манизер М. Г.
Дискобол
1927 - 1935
Бронза, высота 245 см



(Источник: "Дискобол" и "Метательница диска" в ЦПКиО)

Михаил Золотоносов в статье "85-летний дискобол. Не сделать ли из ЦПКиО парк тоталитарного периода?" пишет:

"Исполнилось 85 лет хранящейся в ЦПКиО им. Кирова скульптуре "Дискобол" работы Матвея Манизера. Бронзовые скульптуры спортивной тематики стояли на центральной аллее ленинградского ЦПКиО и в 1930-е годы, и в 1990-е. Среди них тоталитарной мощью выделялся «Дискобол» – сурового вида мужчина высотой 245 сантиметров с метательным снарядом в поднятых и отведенных назад мускулистых руках. Но посмотреть на него сейчас непросто.<...>

Создание парка относится к 1932 – 1934 годам, а "Дискобол" появился в 1927 году. Историю рождения описал сам скульптор в книге 1940 года:

"В 1926 году совместно со скульпторами Е. А. Янсон-Манизер и Т. С. Кирпичниковой я выполнил серию скульптурных работ на физкультурные темы… Эти сравнительно небольшие вещи впоследствии получили распространение в бронзовых и цинковых отливках завода "Красный Выборжец", предназначенных для призов. Одна из этих фигурок, попав в Харьков, послужила поводом к заказу большой фигуры "Дискобол", которую я выполнил в 1927 году. Бронзовые отливки ее находятся в Харькове и в Парках Культуры и Отдыха в Ленинграде и в Москве».

В 1935-м большая фигура высотой 245 см была отлита в двух экземплярах и поставлена сначала в московском ЦПКиО им. М. Горького, а спустя год – в ЦПКиО им. С. М. Кирова в Ленинграде. В Ленинграде гонорар Манизера составил 2000 руб. (согласно балансовому отчету ЦПКиО им. С. М. Кирова за 1936 г.).<...>

У Манизера тот же сюжет предстает зловещим: от его "Дискобола" исходит угроза, его спортсмен старше, трусы, надетые на метателя, ликвидировали ореол беззащитности, мотив любования красотой юноши, его естественностью. Мускулы вздулись. Замах сделан нетрадиционным: рука отведена не назад, за спину, а наверх*, причем диск мужчина держит двумя руками, словно топор. Благодаря этому все тело выгнулось большой дугой, образовав, если смотреть в профиль, тетиву гигантского лука. Лук натянут, его энергия в любой момент может быть превращена в бросок. Получилась манифестация силы, устрашающей советской мощи. Одновременно трансформация образа первобытного дикаря.<...>

(*Прим. музея: это не замах см., например, Легкая атлетика: Учебник для институтов физической культуры. - Под. ред. Н. Г. Озолина, В. И. Воронкина. М.: Физкультура и спорт, 1979)

Художник Алексей Смирнов в воспоминаниях отметил: "Отец Манизера был немецким академистом, и сам Матвей Генрихович заполнил своими идолами всю Россию и станцию московского метро "Площадь революции". Лепил он с женой и тоже любил, как Герасимов, все делать сам, не доверяя ученикам. Свое дело он знал хорошо, но был скульптурный комфашист…".

Действительно, "Дискобол" Манизера очень близок стилистически к работам Арно Брекера и Йозефа Торака, к нацистской скульптуре, создававшей визуальный миф о сверхчеловеке. Кстати, не случайно же считается, что одним из лучших художников в мире Б. Муссолини считал А. Дейнеку.

Манерность позы манизеровского "Дискобола" полностью вытеснила спортивный натурализм. Этот сверхчеловек еще и позер. В сущности, работа Манизера – не пленэрная скульптура, а концептуальный памятник, символизирующий сущность советского тоталитаризма. В этом качестве я его и люблю.<...>

В 1987 году центральная аллея ЦПКиО длиной 1250 метров была реконструирована на период планировки К. Росси. Бронзовые скульптуры советского периода сначала перенесли, а в 1996 году убрали во двор Кухонного корпуса, потому что одни пытались украсть, а одну начали пилить".


Аллюзии к тоталитаризму - это странно. Лёгкая атлетика возникла в России в эпоху модерна - стиля красивого и в 1920-30-е годы не достигла своего расцвета. Можно привести, например, эти положения из книги Уго Перси "Модерн и слово: стиль модерн в литературе России и Запада" (пер. с итал. Яны Токаревой; под общ. ред. Андрея Полонского. — М.: Аграф, 2007):

"Сверхчеловек хочет быть Новым Человеком, освобожденным от призраков прошлого; человеком, не отрицающим историю, но полагающим себя вне её рамок и намеревающимся стать творцом новой эры, которая возвеличит его человечность.<...>

"Ваше Само хочет погибнуть, и потому вы стали презирающими тело! Ибо вы уже больше не в силах созидать дальше себя. И потому вы негодуете на жизнь и землю. Бессознательная зависть светится в косом взгляде вашего презрения. Я не следую вашим путём, вы, презирающие тело! Для меня вы не мост, ведущий к сверхчеловеку! - Так говорил Заратустра"."


К тому же, философ Фридрих Ницше, написавший книгу "Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого", скончался за четырнадцать лет до Перовй мировой войны и возникновения итальянского фашизма. Нацизм, как известно, возник ещё позже - в 1920 году.

Санкт- Петербург. Елагин остров. "Главная аллея ЦПКиО". Прогулки по Петербургу (2016)


См. также "Янсон-Манизер Е. А. Метательница диска. 1930-е", "А. С. Пушкин о лёгкой атлетике".

Комментарии