Стадион им. Коммунистического интернационала молодежи (КИМа) строился как самый большой стадион СССР. КИМа пр., 19б. Архитектор Синявер М. М.
Год постройки 1925.
"1933: Спортивные сооружения гор. Ленинграда, находящиеся в ведении профсоюзных организаций по районам
Василеостровский район. Стадион "КИМ" - о-в Декабристов"
(Весь Ленинград адресная и справочная книга 1933. С. 447)
(Стадион КИМ на 8000 зрителей. Ежегодник общества архитекторов-художников, выпуск 12 за 1927 год)
(Ежегодник общества архитекторов-художников. Вып. 12. Л., 1928. С. 123-126)
(Ленинград. Путеводитель. Л.;М., 1931. Фрагмент схемы. Остров Декабристов (Голодай). "Новый Петербург" и стадион им. КИМа)
(1933 год)
(Эд. Пендер "Самый большой стадион в СССР". "Красный спорт" (Москва) № 37(61), 13.09.1925 г. С. 2)
(Стадион КИМ. 1920-е гг.)
(Открытие Международной детской недели на стадионе имени КИМа. Источник: Ленинград в 1932 году)
В прессе 1920-х гг. не раз писали о спортивном стадионе "КИМ", что был на острове Декабристов: "Постройка началась при наличии ничтожных, собранных по грошам, средств рабочих и в конце концов выросла грандиозным сооружением, рассчитанным на семь с лишним тысяч зрителей… Только энтузиазм рабочих, устраивавших "воскресники", добывавших материал и уделявших всю энергию делу, помог в кратчайший срок закончить эту громадную постройку".
(Журн. Спартак. 1925. № 8 (апр.) С. 7)
Место для стадиона выбрали живописное: ряд трибун возвышался у самого берега залива. Беговую дорожку в четыреста метров окружал трек для велосипедных и мотоциклетных гонок и бега на длинные дистанции. В центре стадиона находилась площадка для занятий, выступлений и соревнований, игр в футбол и гандбол. Две площадки оборудованы для прыжков, метаний, баскетбола и снарядной гимнастики. Восстановить силы после тренировки можно было в комнатах для отдыха или в неспешной морской прогулке: "На набережной строится пристань для яхт, такелажные сараи, где будут храниться судовой инвентарь, шлюпки, здесь же будет сделан пункт плавания"
(Журн. Спартак. 1925. № 8)
Судьба стадиона оказалась непростой. Впервые построенный в 1920-х, он стал свидетелем сентябрьского наводнения 1924 г., когда уровень воды поднялся почти на четыре метра, и не пережил удар стихии. Спустя год силами комсомольцев стадион восстановили. Пустовавшее после наводнения поле обнесли деревянным забором, а у главных ворот установили щит с надписью "Стадион КИМ". Вскоре название перешло на близлежащий проспект, который сейчас проходит от набережной реки Смоленки до Уральской улицы, правда, к сегодняшнему дню от стадиона не осталось и дощечки. В годы блокады Ленинграда деревянную постройку разобрали на дрова. А в послевоенные годы перед властью остро встала другая задача - нормализовать жизнь людей, обеспечить их жильем, наладить производство, а уж спортивные объекты и развлечения - как-нибудь потом. Но это "потом" для стадиона КИМ так и не наступило...
Сегодня на месте стадиона КИМ территория грузового терминала речного порта и гипермаркет "Лента".
(Константин Башкиров "Остров Декабристов (Голодай). История родной земли". Газета Муниципальный вестник МО Остров Декабристов № 9 (161) август 2015)
Источник: Архитектурный сайт Санкт-Петербурга)
Дмитрий Козлов писал в своей книге "Стадионы Ленинграда. История и архитектура":
"Стадион имени КИМа — второе по времени спортивное сооружение в городе, но первое в плане использования архитектурных форм. Этот стадион имел все шансы стать образцом традиционалистского петербургского направления, в нем содержались ярко выраженные формы как петровского барокко, так и русского радикального классицизма XIX века. Но этого не произошло, место главного примера следования традициям в 1930–1950-х годах займет стадион имени Кирова. Реализованный в натуре, этот гигант практически не имел архитектуры, за исключением лестниц и павильонов. Такой парадокс наводит на мысль, что феномен петербургского-ленинградского зодчества заключается не в копировании форм, а в их изобретении. Целое появляется не как сложение элементов, а как их концептуальное взаимодействие.
Петербургский «классицизм», таким образом, объединял разные концепции. В стадионе имени КИМа важной была отсылка к римской, а также к французской, республике. В стадионе имени Кирова стадион-холм символизировал мифологическое место народного схода, актуальное как в Средневековье, так и в эпоху Просвещения. А неоклассические формы в спортивной архитектуре говорили о возрождении античного культа телесной красоты, будучи в 1930-х годах идеологизированной декларацией, у которой почти не было шанса на реализацию".
МОИСЕЙ СИНЯВЕР
ОДЕССА / ЛЕНИНГРАД / КАЗАНЬ
ОТ РУИНЫ К СОЦГОРОДУ
21 мая — 21 июля 2024
Моисей Маркович Синявер (1879 –1948) — русский зодчий-неоклассик первой половины ХХ века. Уроженец Одессы, он закончил петербургскую Академию художеств и до революции работал по частным заказам. Его поколение — это плеяда великолепных архитекторов с европейским образованием и цеховым авторитетом: Алексей Щусев, Иван Фомин, Владимир Щуко и другие. Творческим кредо для Синявера стала классическая архитектура. Несмотря на моды и революции, он всю жизнь будет верен этой традиции. У Синявера несколько креатур. Одна из них — рисование, другая — реальная архитектура в камне, и третья — это архитектурная реставрация. В каждой из этих областей он выступил как внимательный исследователь.
Синявер начинает свою архитектурную практику еще в 1899 году в Одессе, в 1901 году он приезжает в Санкт-Петербург, где в 1908 заканчивает Академию художеств. Он получает заказы на перестройку нескольких доходных домов, меняет стиль зданий периода эклектики на более модный неоклассический; перестраивает коттедж баронессы фон-дер Остен Сакен на Каменном острове (1912). В 1913 году Синявер разрабатывает проект и строит на Каменном острове дом в духе палладианской виллы для семьи Вурграф. Перед войной путешествует по Европе, посещает Германию, Францию, Италию.
Во время Гражданской войны Синявер перемещается с белой армией в Киев, потом в Одессу, где преподает в Архитектурном институте. В это время в Петрограде в 12-комнатной квартире на 1-ой линии Васильевского острова описывают и передают нуждающимся имущество его семьи. Вернуться в город Синяверу удается только в 1922 году. Архитектор налаживает контакт с новой властью, начинает работать на северо-западное отделение Госторга и реализует значимые в социальном и экономическом отношении проекты: стадион на острове Голодай (1924), склад и другие сооружения в Ленинградском порту (1925).
(План стадиона КИМа. Ленинград. 1921. Прим. музея: в 1921 году Петроград)
С окончанием НЭП Синявер оказывается в тени. Удачей можно считать уже то, что он не подвержен репрессиям. Но именно в эти годы он создает свою главную графическую серию — архитектурных видов Ленинграда. Она узнается по широкому грубому мазку черной туши, создающему на бумаге пронзительный эффект. Синявер не только рисует городские виды, он фиксирует исчезающие памятники (Окружной суд, Литовский замок). Продолжением графической серии будут исторические исследования: важнейшим делом для Синявера до войны становится изучение и обмеры здания Адмиралтейства.
В 1930-е годы Синявер работает на предприятиях: в Текстильтресте, Промышленной академии и проектных организациях, для Гипрогора занимается застройкой Кировска и Перми. Перед началом войны архитектор занят вопросами эвакуации промышленности — готовит к перемещению на восток ленинградский оптико-механический завод. Так Синявер оказывается в Казани. Здесь он тоже обращается к местным древностям, делает серию рисунков Казанского кремля и производит обмеры памятника XVII века, башни Сююмбеки. Одновременно он оказывает вовлечен в свой самый масштабный проект — соцгород в Дербышках.
Синявер создает проект города-спутника, примыкающего к историческому городу промышленной инфраструктурой завода. Социалистический город рабочих получает в этом проекте трактовку рожденного из традиционной ордерной схемы. Национальное выбирается как опция из альбома увражей, татарский орнамент и формы прикладного искусства как бы накладываются на объемно-пространственную схему этого классического города. Проект не будет реализован, но сыграет роль в развитии теории и научно практической базы советского градостроительства.
текст: Дмитрий Козлов
Источник: Галеев-Галерея.
"1933: Спортивные сооружения гор. Ленинграда, находящиеся в ведении профсоюзных организаций по районам
Василеостровский район. Стадион "КИМ" - о-в Декабристов"
(Весь Ленинград адресная и справочная книга 1933. С. 447)
(Стадион КИМ на 8000 зрителей. Ежегодник общества архитекторов-художников, выпуск 12 за 1927 год)
(Ежегодник общества архитекторов-художников. Вып. 12. Л., 1928. С. 123-126)
(Ленинград. Путеводитель. Л.;М., 1931. Фрагмент схемы. Остров Декабристов (Голодай). "Новый Петербург" и стадион им. КИМа)
(1933 год)
(Эд. Пендер "Самый большой стадион в СССР". "Красный спорт" (Москва) № 37(61), 13.09.1925 г. С. 2)
(Стадион КИМ. 1920-е гг.)
(Открытие Международной детской недели на стадионе имени КИМа. Источник: Ленинград в 1932 году)
В прессе 1920-х гг. не раз писали о спортивном стадионе "КИМ", что был на острове Декабристов: "Постройка началась при наличии ничтожных, собранных по грошам, средств рабочих и в конце концов выросла грандиозным сооружением, рассчитанным на семь с лишним тысяч зрителей… Только энтузиазм рабочих, устраивавших "воскресники", добывавших материал и уделявших всю энергию делу, помог в кратчайший срок закончить эту громадную постройку".
(Журн. Спартак. 1925. № 8 (апр.) С. 7)
Место для стадиона выбрали живописное: ряд трибун возвышался у самого берега залива. Беговую дорожку в четыреста метров окружал трек для велосипедных и мотоциклетных гонок и бега на длинные дистанции. В центре стадиона находилась площадка для занятий, выступлений и соревнований, игр в футбол и гандбол. Две площадки оборудованы для прыжков, метаний, баскетбола и снарядной гимнастики. Восстановить силы после тренировки можно было в комнатах для отдыха или в неспешной морской прогулке: "На набережной строится пристань для яхт, такелажные сараи, где будут храниться судовой инвентарь, шлюпки, здесь же будет сделан пункт плавания"
(Журн. Спартак. 1925. № 8)
Судьба стадиона оказалась непростой. Впервые построенный в 1920-х, он стал свидетелем сентябрьского наводнения 1924 г., когда уровень воды поднялся почти на четыре метра, и не пережил удар стихии. Спустя год силами комсомольцев стадион восстановили. Пустовавшее после наводнения поле обнесли деревянным забором, а у главных ворот установили щит с надписью "Стадион КИМ". Вскоре название перешло на близлежащий проспект, который сейчас проходит от набережной реки Смоленки до Уральской улицы, правда, к сегодняшнему дню от стадиона не осталось и дощечки. В годы блокады Ленинграда деревянную постройку разобрали на дрова. А в послевоенные годы перед властью остро встала другая задача - нормализовать жизнь людей, обеспечить их жильем, наладить производство, а уж спортивные объекты и развлечения - как-нибудь потом. Но это "потом" для стадиона КИМ так и не наступило...
Сегодня на месте стадиона КИМ территория грузового терминала речного порта и гипермаркет "Лента".
(Константин Башкиров "Остров Декабристов (Голодай). История родной земли". Газета Муниципальный вестник МО Остров Декабристов № 9 (161) август 2015)
Источник: Архитектурный сайт Санкт-Петербурга)
Дмитрий Козлов писал в своей книге "Стадионы Ленинграда. История и архитектура":
"Стадион имени КИМа — второе по времени спортивное сооружение в городе, но первое в плане использования архитектурных форм. Этот стадион имел все шансы стать образцом традиционалистского петербургского направления, в нем содержались ярко выраженные формы как петровского барокко, так и русского радикального классицизма XIX века. Но этого не произошло, место главного примера следования традициям в 1930–1950-х годах займет стадион имени Кирова. Реализованный в натуре, этот гигант практически не имел архитектуры, за исключением лестниц и павильонов. Такой парадокс наводит на мысль, что феномен петербургского-ленинградского зодчества заключается не в копировании форм, а в их изобретении. Целое появляется не как сложение элементов, а как их концептуальное взаимодействие.
Петербургский «классицизм», таким образом, объединял разные концепции. В стадионе имени КИМа важной была отсылка к римской, а также к французской, республике. В стадионе имени Кирова стадион-холм символизировал мифологическое место народного схода, актуальное как в Средневековье, так и в эпоху Просвещения. А неоклассические формы в спортивной архитектуре говорили о возрождении античного культа телесной красоты, будучи в 1930-х годах идеологизированной декларацией, у которой почти не было шанса на реализацию".
МОИСЕЙ СИНЯВЕР
ОДЕССА / ЛЕНИНГРАД / КАЗАНЬ
ОТ РУИНЫ К СОЦГОРОДУ
21 мая — 21 июля 2024
Моисей Маркович Синявер (1879 –1948) — русский зодчий-неоклассик первой половины ХХ века. Уроженец Одессы, он закончил петербургскую Академию художеств и до революции работал по частным заказам. Его поколение — это плеяда великолепных архитекторов с европейским образованием и цеховым авторитетом: Алексей Щусев, Иван Фомин, Владимир Щуко и другие. Творческим кредо для Синявера стала классическая архитектура. Несмотря на моды и революции, он всю жизнь будет верен этой традиции. У Синявера несколько креатур. Одна из них — рисование, другая — реальная архитектура в камне, и третья — это архитектурная реставрация. В каждой из этих областей он выступил как внимательный исследователь.
Синявер начинает свою архитектурную практику еще в 1899 году в Одессе, в 1901 году он приезжает в Санкт-Петербург, где в 1908 заканчивает Академию художеств. Он получает заказы на перестройку нескольких доходных домов, меняет стиль зданий периода эклектики на более модный неоклассический; перестраивает коттедж баронессы фон-дер Остен Сакен на Каменном острове (1912). В 1913 году Синявер разрабатывает проект и строит на Каменном острове дом в духе палладианской виллы для семьи Вурграф. Перед войной путешествует по Европе, посещает Германию, Францию, Италию.
Во время Гражданской войны Синявер перемещается с белой армией в Киев, потом в Одессу, где преподает в Архитектурном институте. В это время в Петрограде в 12-комнатной квартире на 1-ой линии Васильевского острова описывают и передают нуждающимся имущество его семьи. Вернуться в город Синяверу удается только в 1922 году. Архитектор налаживает контакт с новой властью, начинает работать на северо-западное отделение Госторга и реализует значимые в социальном и экономическом отношении проекты: стадион на острове Голодай (1924), склад и другие сооружения в Ленинградском порту (1925).
(План стадиона КИМа. Ленинград. 1921. Прим. музея: в 1921 году Петроград)
С окончанием НЭП Синявер оказывается в тени. Удачей можно считать уже то, что он не подвержен репрессиям. Но именно в эти годы он создает свою главную графическую серию — архитектурных видов Ленинграда. Она узнается по широкому грубому мазку черной туши, создающему на бумаге пронзительный эффект. Синявер не только рисует городские виды, он фиксирует исчезающие памятники (Окружной суд, Литовский замок). Продолжением графической серии будут исторические исследования: важнейшим делом для Синявера до войны становится изучение и обмеры здания Адмиралтейства.
В 1930-е годы Синявер работает на предприятиях: в Текстильтресте, Промышленной академии и проектных организациях, для Гипрогора занимается застройкой Кировска и Перми. Перед началом войны архитектор занят вопросами эвакуации промышленности — готовит к перемещению на восток ленинградский оптико-механический завод. Так Синявер оказывается в Казани. Здесь он тоже обращается к местным древностям, делает серию рисунков Казанского кремля и производит обмеры памятника XVII века, башни Сююмбеки. Одновременно он оказывает вовлечен в свой самый масштабный проект — соцгород в Дербышках.
Синявер создает проект города-спутника, примыкающего к историческому городу промышленной инфраструктурой завода. Социалистический город рабочих получает в этом проекте трактовку рожденного из традиционной ордерной схемы. Национальное выбирается как опция из альбома увражей, татарский орнамент и формы прикладного искусства как бы накладываются на объемно-пространственную схему этого классического города. Проект не будет реализован, но сыграет роль в развитии теории и научно практической базы советского градостроительства.
текст: Дмитрий Козлов
Источник: Галеев-Галерея.
Комментарии
Отправить комментарий