К основному контенту

Стадионы Ленинграда. История и архитектура (часть I)



В Издательстве Европейского университета в Санкт-Петербурге вышла книга Дмитрия Козлова «Стадионы Ленинграда», посвященная истории и архитектуре этих спортсооружений в 1920–1950-х годах. По словам автора, «во многом это спортивный Ленинград, которого нет». Masters Journal публикует фрагмент исследования Дмитрия Козлова.

Спортивно-зрелищная культура Петербурга–Ленинграда имеет богатую историю, которая состоит из нескольких этапов. Начальный — это рубеж XIX–ХХ веков. Именно тогда возникли ипподромы, циклодромы, аэродромы, футбольные поля, спортивные залы, но еще не было стадионов в современном смысле слова. С 1924 по 1961 год — время стадионов, больших арен, спортивных парков для разных видов спорта. Третий период — модернизм 1960–1980-х, где, как дополнения к уже сформировавшейся среде, возникли специальные сооружения: бассейны, ледовые арены, легкоатлетические и футбольные манежи.

Если составить мировой рейтинг спортивных сооружений ХХ века (исходя из самых разных параметров), в него попадет по несколько стадионов от развитых стран, по одному от крупных городов. Это будут выдающиеся архитектурные сооружения, объекты архитектурного состязания стран и городов. От Ленинграда следовало бы выдвинуть стадион имени Кирова как наиболее точно соответствующий и гению места, и архитектуре города. Но если мы зададимся целью рассмотреть стадионы внутри одного города, то увидим, что каждый небольшой стадион в Ленинграде обнаружит своеобразие и соответствие своей художественно-эстетической концепции. Окажется, что период, выбранный для обзора, в архитектуре спорта невероятно богат решениями. В это время задание на организацию спортивного пространства только формулируется культурой, именно поэтому предлагалось так много вариантов архитектурных решений стадионов. Как мы показали во введении, спорт знал несколько архитектурных традиций, и Советской России необходимо было приобщиться к каждой из них, чтобы найти собственный путь. Появились такие решения, как стадион на острове, поле для массовых действий с трибунами в римском стиле, рабочий конструктивистский стадион. В Ленинграде были построены спортивный парк, двусторонние трибуны («Динамо»), гигантский стадион-холм (стадион имени Кирова). Достоинств у ленинградских стадионов больше, чем можно себе представить. Каждое из перечисленных явлений заслуживает отдельного исследования.

Стадион на острове — главная
заявка Ленинграда
в истории мировой спортивной
архитектуры. Городов на
островах много, стадионов же
на островах мало.


Стадион в России, как уже было сказано, появился только в советский период. Первый стадион возвели в Москве, к открытию Всероссийской сельскохозяйственной выставки в 1923 году (сейчас на его месте парк «Музеон» у Центрального дома художника), как один из павильонов, где демонстрировались достижения народного хозяйства. В Ленинграде стадион имени Ленина начали строить уже в следующем, 1924 году. Его возникновение связано с инициативой военно-учебного заведения. В Соединенных Штатах с конца XIX века сложилась традиция университетского спорта, наследующая британской. Лучшие в архитектурном отношении стадионы США принадлежат университетам (Йель, Гарвард и др.). Пик их строительства пришелся на 1910–1930-е годы. В континентальной Европе и в России такой традиции не сложилось, но все же первые спортивные поля Петербурга создавались для обучения молодежи. Поля Первого (Академия тыла и транспорта на Кадетской линии Васильевского острова, 1) и Второго (Военно-космическая академия на Ждановской, 13) кадетских корпусов — самые старые в городе. В 1909 году появился Военный институт физической культуры (Лесной проспект, 36) с несколькими полями. Были они и у Института имени Лесгафта (Декабристов, 35).

Инициаторами строительства первого стадиона в Ленинграде были чешские соколы. Ян Штангль, преподаватель Института имени Лесгафта, в 1924 году стал начальником Военной школы физического образования комсостава РККА (бывший Второй кадетский корпус). В таком своем качестве он обратился в Спортивный совет губернии (Совет физической культуры исполкома Ленинградского губернского совета) с предложением построить стадион на Неве. Алоис Вейвода, спортсмен и архитектор, который к этому моменту уже подготовил необходимый проект сооружения, Георгий Дюпперон, основатель российского футбола, также приняли участие в создании первой арены. В конце 1927 года, когда стадион еще не был закончен, в отношении этой группы возникло «Дело соколов», по которому проходило около 30 человек, обвинявшихся в контрреволюционной деятельности. Штангль отправится на Соловки, Вейвода будет выслан из страны.

Штангль, открывая перспективу спортивных пространств для всеобщего воинского обучения, выходит за стены Академии на Ждановке, занимает набережную и как бы резервирует эти берега для большого спортивного парка. Стадион имени Ленина занял территорию на двух полуостровах. Чуть позже рядом появится комплекс сооружений ЦСКА, эта часть города станет самой насыщенной в плане инфраструктуры спорта и переживет период расцвета в 1970-х годах.


Стадион имени Ленина, Ленинград, 1936

Стадион на острове — главная заявка Ленинграда в истории мировой спортивной архитектуры. Городов на островах много, стадионов же на островах мало. В 1928 году Олимпийский стадион в Амстердаме заложат на береговом участке, с трех сторон окруженном водой. Остров Ранделл в Нью-Йорке окажется занят спортивными (бейсбольными) площадками, в 1936 году там откроется муниципальный стадион. В 1936-м построят стадион «Труд» на острове паркового озера в нижегородском Сормове. Больше примеров не всплывает в памяти, такая идея остается скорее курьезом, в Ленинграде же этот прием станет фирменным: стадион имени Ленина и стадион имени Кирова вписаны в острова, стадион имени КИМа (Коммунистического интернационала молодежи), «Динамо», «Большевик» и еще ряд полей и сооружений ориентированы на воду. Вода рассматривается как стихия, требующая своего покорения водными видами спорта, вид на сооружения с воды становится таким же новшеством, как вид с воздуха. Окружение стадиона водой делает его изолированным, подобным крепости, у спортивной архитектуры действительно много общего с оборонным зодчеством. Стадион как крепость — актуальная метафора и для сооружений вроде римского Колизея, и для поднимающихся из воды стен стадионов в Ленинграде. Здесь мы имеем дело с обратимостью понятий: сражения происходили под стенами крепости, а спорт предлагает для состязаний внутреннее пространство своей крепости-стадиона. Обратимость архитектуры стадиона поддерживается также инверсией интерьера и экстерьера: за фасадом стадиона скрываются лестницы и подсобные помещения, в то время как расположенные под открытым небом трибуны и являются главным архитектурным пространством.

Первые шаги советской архитектуры связаны с переосмыслением классической традиции. По причине того, что хозяйство было разрушено Гражданской войной, лучшие идеи этой неоклассики остались на бумаге, но тенденция к упрощению ордерной системы произвела на свет достойные образцы стиля, который успешно применялся в 1910-х и в начале 1920-х, затем и в 1930-х годах.

Стадион имени КИМа — второе по времени спортивное сооружение в городе, но первое в плане использования архитектурных форм. Этот стадион имел все шансы стать образцом традиционалистского петербургского направления, в нем содержались ярко выраженные формы как петровского барокко, так и русского радикального классицизма XIX века. Но этого не произошло, место главного примера следования традициям в 1930–1950-х годах займет стадион имени Кирова. Реализованный в натуре, этот гигант практически не имел архитектуры, за исключением лестниц и павильонов. Такой парадокс наводит на мысль, что феномен петербургского-ленинградского зодчества заключается не в копировании форм, а в их изобретении. Целое появляется не как сложение элементов, а как их концептуальное взаимодействие.

Петербургский «классицизм», таким образом, объединял разные концепции. В стадионе имени КИМа важной была отсылка к римской, а также к французской, республике. В стадионе имени Кирова стадион-холм символизировал мифологическое место народного схода, актуальное как в Средневековье, так и в эпоху Просвещения. А неоклассические формы в спортивной архитектуре говорили о возрождении античного культа телесной красоты, будучи в 1930-х годах идеологизированной декларацией, у которой почти не было шанса на реализацию.

Спортивные сооружения неоклассического стиля появятся во многих городах СССР в 1930-х («Сталинец» в Москве, «Динамо» в Тбилиси и Ухте) и, с новым размахом, в 1950-х годах («Динамо» в Баку, «Шахтер» в Донецке, «Центральный» в Екатеринбурге и др.).

Стадион как крепость —
актуальная метафора и для
сооружений вроде римского
Колизея, и для поднимающихся
из воды стен стадионов в
Ленинграде.


Стадион имени Ленина, построенный по проекту 1961 года, также получил традиционные формы для архитектуры середины века. И это значит, что традиционализм в архитектуре Ленинграда существовал в противовес активно действующему модернизму и около 1925, и около 1961 года. Он был искусственно растянут и дополнен традицией городской архитектуры.

Спортивная архитектура — хороший индикатор стиля: в 1925 году советская архитектура — это еще традиционализм (стадион имени КИМа), а в 1932-м — уже традиционализм (стадион имени Кирова). За семь лет было построено несколько конструктивистских стадионов, но ирония истории в том, что в 1938 году лучший конструктивистский образчик, стадион КСИ («Красный спортивный интернационал» Ленинградского металлического завода), встроят в здание цеха. Промышленный конструктивизм, пожирающий сам себя, — такова метафора ситуации.

В области спортивной архитектуры промышленная эстетика привела к появлению такого явления, как «рабочий стадион». Эти сооружения не сохранились, и мы теперь можем только реконструировать данную идею как часть цикла тоталитарной архитектуры авангарда. Человек, по замыслу архитектора, оказывался замкнут в архитектуре — от спального места до места едока на фабрике-кухне. Стадион играл тут важную роль, выступая в качестве пространства-регулятора канализации агрессии, но для рабочей концепции гораздо важнее, что это было местом для изучения и обретения пластического мастерства механических движений, помогающего разобраться с запросами дня: как стоять у станка, как держать себя за столом.

О такой механистической эстетике можно говорить применительно к стадиону «Динамо». Он располагался в парке, и его сооружения были распределены в пространстве не по иерархическому принципу (от большой арены к площадке), а согласно демократическому принципу равного внимания к каждому виду спорта. Парадокс в том, что создает этот парк НКВД, то есть в единой точке сходятся демократия выбора личности и тотальный контроль над этой личностью. В парке «Динамо» были площадки для всех видов спорта, их количество было даже избыточным, никогда более такого разнообразия в отечественной спортивной архитектуре не появлялось.


Стадион имени Кирова, Ленинград, 1950

Стадионы — портреты социальных групп. Военные, члены клуба, сотрудники городских ведомств и работники заводов, учащиеся учебных заведений — все они играли важную роль в общественной жизни. Общество «Динамо» было наиболее активным и обладало всесоюзной сетью, но самыми крупными агентами спортивной жизни были заводы. «Красный треугольник», «Красный путиловец», Обуховский завод, Ленинградский металлический завод (ЛМЗ) — все организовывали команды по разным видам спорта и возводили спортивные сооружения. Динамика этих процессов у учреждений была разной, ЛМЗ сразу построил архитектурный шедевр, а Обуховский завод, наоборот, только к 1980-м годам создал полноценный спортивный комплекс. Заводы служили главной опорой стадионов в промышленных центрах, способствовали развитию промышленной эстетики в архитектуре и функциональному подходу к спорту.

Ленинградская спортивная архитектура в первой половине ХХ века создавалась, как кажется, исключительно одной мастерской — под руководством Александра Никольского. Никольский (1884–1953) — ведущий советский зодчий этой эпохи, мастер авангарда — выступил связующим звеном между супрематизмом Казимира Малевича и реальным объемно-пространственным проектированием. В конце 1920-х годов его мастерская выполняет проекты стадионов КСИ, «Красный путиловец», «Красный треугольник». Затем, в 1932 году, появляется мастерская спортсооружений при Ленсовете, и Никольский становится ее руководителем. Там он создает проект стадиона и парка на Крестовском острове. Во время эвакуации, в 1942–1943 годах, Никольский разрабатывает проекты стадионов в Ново-Петровском (ныне — Новопетровское) и Ярославле, а после окончания войны и посещения берлинского стадиона — два варианта проекта нового стадиона имени Ленина в Ленинграде.

Семь проектов стадионов за два десятка лет — значительный результат для эпохи, когда стадионы только появлялись на свет. Четыре стадиона в Ленинграде построены одним человеком. С 1929 года Никольский занимается только архитектурой спорта и отдыха. В отличие от него, автор многих спортивных объектов в Москве, в том числе стадиона «Лужники», Александр Власов (1900–1962) не замыкается на спорте. Лазарь Чериковер (1895–1964), строитель комплексов общества «Динамо» по всей стране, также не ограничивается стадионами. Никольский же, получив «социалистическое распределение» как глава мастерской спортсооружений, проектирует только стадионы, считает это собственным долгом и в итоге становится лучшим в своем деле.

То, что у нас в городе сохранились остатки трех сооружений, связанных с именем Никольского (КСИ, «Кировец», стадион имени Кирова), можно считать удачей, но с этими объектами связаны и определенные проблемы. Было бы правильно иметь стадионы-памятники как образцы архитектурной и спортивной культуры. Но этого не происходит: чаще стадионы реконструируют, не сохраняя их исторический облик.

Постановка памятников архитектуры под охрану государства в России иногда имеет реверсивный характер: то ставят, то снимают. Действительно, стадионы должны соответствовать современным требованиям спорта, но здесь охранные обязательства оказываются ограничением для развития спорта. Найти компромисс между удобством зрителя и спортсмена, с одной стороны, и удовлетворением хранителей наследия, с другой, — залог успешного развития спортивной архитектуры. Лица, действующие вокруг стадиона, создают замкнутый круг, часто не позволяющий положительно решить вопрос о сохранении форм столетней давности. Многие из стадионов американских университетов являются памятниками истории и архитектуры, но спортивная жизнь на них продолжает оставаться активной. Это наилучший пример адаптивной модернизации. Другой пример — когда новый стадион в Бордо возник на новом месте, в то время как исторический объект оказался законсервирован в ожидании решения относительно его использования. Здесь модернизация проводится с разделением объектов. К числу неблагородных, но наиболее частых способов работы с наследием спортивной архитектуры относятся реконструкция методом сноса, когда устаревшие конструкции воссоздают заново, и строительство нового объекта на месте старого. Такая модернизация может собирать элементы наследия в качестве мемориальной, музейной, декоративной ценности. В целом проблема сохранения стадионов имеет решение, которое заключается в том, чтобы строить сооружения с большим запасом модернизации.

У нас нет полноценных
памятников
спортивной архитектуры.


Под охраной государства сейчас находятся стадион «Петровский» (лишь как элемент Петровского парка), часть бывшего стадиона имени Кирова, часть стадиона «Динамо». Это значит, что данные объекты защищены только частично — и у нас нет полноценных памятников спортивной архитектуры.

Ведущие позиции Петербурга–Ленинграда в спортивной архитектуре страны свидетельствуют о его столичном статусе и богатых художественных традициях. Разнообразие ландшафтных, инженерных, эстетических решений выводит город в лидеры в командном спортивно-архитектурном зачете. Сохранение архитектуры стадионов является задачей не менее важной, чем сохранение спортивной истории СССР.


Дмитрий Козлов. Стадионы Ленинграда. 1920–1950-е гг. История и архитектура

Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2018. Подробнее о книге можно узнать на странице издательства.

Иллюстрации: pastvu.com. На заглавной иллюстрации: деревянные трибуны на стадионе имени Ленина, Ленинград, 1933.


Стадионы Ленинграда. История и архитектура (часть II)

Комментарии