К основному контенту

Спорт как идеологическая лаборатория и манифест ветеранского олимпизма

Когда из Греции вон выгнали богов
И по мирянам их делить поместья стали,
Кому-то и Парнас тогда отмежевали;
Хозяин новый стал пасти на нем Ослов.
Ослы, не знаю как, то знали,
Что прежде Музы тут живали,
И говорят: "Недаром нас
Пригнали на Парнас:
Знать, Музы свету надоели,
И хочет он, чтоб мы здесь пели".—
"Смотрите же,— кричит один,— не унывай!
Я затяну, а вы не отставай!
Друзья, робеть не надо!
Прославим наше стадо
И громче девяти сестер
Подымем музыку и свой составим хор!
А чтобы нашего не сбили с толку братства,
То заведем такой порядок мы у нас:
Коль нет в чьем голосе ослиного приятства,
Не принимать тех на Парнас".
Одобрили Ослы ослово
Красно-хитро-сплетенно слово:
И новый хор певцов такую дичь занес,
Как будто тронулся обоз,
В котором тысяча немазанных колес.
Но чем окончилось разно-красиво пенье?
Хозяин, потеряв терпенье,
Их всех загнал с Парнаса в хлев.
________
Мне хочется, невеждам не во гнев,
Весьма старинное напомнить мненье:
Что если голова пуста,
То голове ума не придадут места.

(И. А. Крылов "Парнас")

Под идеологией здесь будем понимать общие принципы формирования идей и основы знания, а спорт — как одну из сфер высших достижений человека наряду с наукой и искусством.

Спорт, который мы знаем, родился в античности, где искусствам и наукам покровительствовали музы, т. е. мыслящие богини. Богиню, мыслящую спорт или покровительствовавшею ему, мы непосредственно не находим. Обыденный разум подсказывает нам обратить внимание лишь на Полигимнию — богиню пантомимы и гимнов, Терпсихору — богиню танцев и Клио — богиню истории, где первые две покровительствуют деятельности, невозможной без совершенствования движений, а последняя — Клио — запечатлевает всё это в истории. Но если задуматься, без знаний о движениях, их ритме невозможна поэзия, трагедия, комедия и даже астрономия.


(Саркофаг муз (первая половина II в. н. э. Лувр, Париж), мрамор. Слева направо: Каллиопа, Талия, Эрато, Эвтерпа, Полигимния, Клио, Терпсихора, Урания, Мельпомена)

Парнас, где обитают музы, это такой символ средоточия земли, где идеи возрождения человечества периодически преодолевают губительный всемирный потоп преобладания целесообразности над культурой. И дело здесь не в том, что правильная догадка Хосе Оргеги-и-Гассета [1] о том, что культура — дочь не природы, а спорта разбивается о коммерциализированную действительность, где даже богиня победы Ника, воспитанная вместе с богиней мудрости, военной стратегии и тактики Афиной, превратилась в торговую марку (Nike), а в природе знания, которая как игра поворачивается к нам то истинной, то ложными сторонами [2].


(Вырезанная из камня богиня Ника на руинах древнегреческого города Эфес, Турция)

И это не так очевидно как красивый стих, выразительный танец или гелиоцентрическая система мира. Спорт, в основе которого всё же универсалия действия, чем, собственно, и является знание, определённым образом идеологизирует и науку, и искусство. Даёт положительную или отрицательную оценку их бытию. Вопрос "а нужны ли?" наука, искусство да и сам спорт периодически требует нахождения нового ответа.

Итак, что мы знаем?

Считается, что нам уже не стать выше, сильнее и выносливее [3], т. е. нам уж не преуспеть в проявлении физических качеств, положенных в основу спортивной подготовки. "Физические качества" и "техника выполнения движений" стали идеологемами, пронизывающими как спорт высших достижений, так и адаптированные для масс экстремальные развлечения вроде многокилометровых пробегов и фитнеса — эдакой индустриальной практики придания себе формы.

В графиках мировых рекордов, например, в лёгкой атлетике обращает на себя внимание так называемое "эволюционное плато", достигаемое к концу ХХ века [3].



И было бы удивительно, если бы изощрённый человеческий ум не обратился к методам насилия над природой, пытаясь преодолеть ставшие узкими пределы тела, а не разума, о пределах которого речь пока не идет.

Представления о технике выполнения движений и о необходимых физических качествах — две установки спорта, которые в настоящее время отдают их связь на волю случая. Передача знаний от тренера к ученику, способом, снижающим потери информации, не является общепризнанной проблемой, хотя подымаемой в науке о знании.


(Потери информации при разговорном общении составляют примерно 75% [4])

Спорт ярко отразился в искусстве советского периода, а в связи с отказом от индустриального развития лишился идейной основы саморазвития, что хорошо видно на судьбе спортивной архитектуры Ленинграда — Санкт-Петербурга [5] и в неоправданных масштабах сдвига науки олимпийской в паралимпийскую.

Круг замыкается: спортивной тематики практически нет в искусстве, спортивная наука замкнулась на установках прошлого и ищет их реализацию в пространстве паралимпизма, а сам спорт как институт не осознал перспективы проблематики знания как основы собственного саморазвития. И лишь богиня истории Клио в меру своих сил пытается удержать ситуацию, побуждая своих адептов к самоорганизации.

Что делать?

Логика подсказывает необходимость институализации проблематики знания в Международном ветеранском олимпийском комитете — последовательно третьей надгосударственной организации мирового спорта, но идеологизирующей уже спортивное долголетие и состязания в искусствах, упраздненные в 1952 году. А как это возможно достигнуть без совместных усилий наук и собственно науки о знании?.. Парнас выслушал бы тогда новых поэтов, а новый Рафаэль запечатлел бы это в новых фресках, но уже на стенах штаб-квартиры Международного ветеранского олимпийского комитета в Санкт-Петербурге — городе со 130-летней спортивной традицией, чей герой — генерал русской императорской армии А. Д. Бутовский — стоял у истоков современного олимпизма.


(Рафаэль "Парнас" 1509—1511. Апостольский дворец, Ватикан)

Литература

1. Сараф М. Я. Спорт и культура (исторический анализ) // Спорт, дух. ценности, культура. - М., 1997. - Вып. 1. - С. 51-83.
2. Крячков Н. Л. Метод проверки выполнимости и нормализации сформулированного действия. // Сборник научных трудов аспирантов и соискателей Санкт-Петербургского научно-исследовательского института физической культуры (Ежегодная аспирантская конференция 5-6 июня 2006 года). - Санкт-Петербург: СПбНИИФК, 2006. С. 111.
3. Еникеева А. Конец эволюции человека. Почему нам уже не стать выше, сильнее и выносливее.
4. Мицич П. Как проводить деловые беседы: Сокр. пер. с серб.-хорв./ Общ. ред. , предисл. и послеслов. В. М. Шепеля; пер. М. Б. Беляковой. - 2-е изд., стер. - М,: Экономика, 1987. - 208 с.
5. Козлов Д. В. Стадионы Ленинграда. 1920 — 1950-е гг. История и архитектура / Дмитрий Козлов; [приложение Е. В. Евдокимова, Д. В. Козлова]. - СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2018. - 128 с.: ил.

Н. Л. Крячков

Комментарии