ИЗ АРХИВА. К ЮБИЛЕЯМ
В семейном фотоальбоме храню снимок, сделанный в начале лета 1967 года на стадионе «Динамо» общественным фотокорреспондентом многотиражной газеты «За кадры верфям» Юрием Щенниковым. Автор кадра, как и автор этой статьи, тогда был студентом знаменитой Корабелки (ЛКИ), кроме того Юрий одновременно работал преподавателем кафедры физвоспитания того же вуза, имея уже диплом выпускника Института физкультуры имени Лесгафта. Юра – бодрый, гармоничный, красивый и доброжелательный старший товарищ (учился на два курса старше) – приносил нашей институтской команде весомые очки за победы в метании копья. Этим видом лёгкой атлетики он увлёкся ещё в Новосибирске, став победителем юношеских соревнований РСФСР, а после приезда в наш город (в неполных 17 лет) и первенства Ленинграда. Впоследствии хобби переросло в профессию – Щенников стал ведущим фоторепортёром ленинградских газет, основным местом работы был «Вечерний Ленинград», его снимки украсили, к примеру, сборник «Наш «Зенит-1984». А запечатлел он тогда нашего товарища по легкоатлетической сборной ЛКИ Григория Портного, выполняя поручение исполняющего обязанности главного редактора вузовской упомянутой многотиражки Сергея Довлатова, чтобы проиллюстрировать написанный мной очерк о студенте-корабеле и десятиборце. Серёжа приложил руку к этому моему журналистскому наброску не только как редактор – придумав названия и к статье, и к снимку, но и в прямом смысле: взяв авторучку (тогда они были перьевые, заправляемые чернилами), подрисовал Грише синими штрихами гипертрофированную рельефную мускулатуру в стиле вошедших в те годы в моду, хотя и критикуемых (даже запрещаемых) фигур культуристов, теперь этот вид атлетических занятий называется бодибилдингом. Сергей вообще увлекался изобретением заголовков и упражнениями в афоризмах, играми в словесные формы, оттачивая будущий свой стиль писателя, ныне признанного «классиком» ХХ века. К очерку о Грише он предложил такое: «Десять побед Григория Портного». Пришлось объяснять ему, что в легкоатлетических многоборьях нужно набирать не победы в отдельных видах, а очки за результаты в них по таблице, можно выиграть десятиборье без единой победы в его компонентах. Но его яркие, броские фразы во главе статей (сам текст он почти не правил) всё равно украшали почти все публикации разных авторов в газете, «редажируемой» Довлатовым (так он именовал свою деятельность, позаимствовав слово у Салтыкова-Щедрина). «За фразой – ничего, но как звучит!», – говорил он. Этот очерк можно найти в подшивках «За кадры верфям» (№ 20 (1133) от 13 июня 1967 г.). Помню и другие заголовки, придуманные Сергеем к моим статьям: «Королеве» тесно», «Солнце светит прибористам», «Кросс-праздник», «Как всё успеть (наши отличники)» и «Рядовой революции». Материал с таким названием мы написали вместе с Сашей Лосиком – товарищем по студенческой группе, ныне Александр Витальевич доктор исторических наук, а в середине 60-х мы с ним делили пополам (по 45 рублей) ставку литсотрудника в газете по предложению Довлатова, и нашу статью об участнике Штурма Зимнего Василии Аверьяновиче Смирнове, бывшем матросе, а тогда столяре мастерских ЛКИ, поместили в городской газете, с чем нас поздравил профессионал-журналист (хотя и с незаконченным ЛГУ, но практически овладевший всеми технологиями и ремёслами газетного творчества и производства), тогда боровшийся за публикации своих рассказов, теперь ставших бестселлерами. Если и был Серёжа в те годы популярен, то среди студенческих масс, встречавших аплодисментами его посещение лекционных аудиторий для репортёрской съёмки на «Лейку» (так назывался фотоаппарат), поскольку этот газетчик был колоритен: двухметрового роста, с непропорционально длинными и стройными прямыми, даже икс-образными ногами, с весьма «условной идентификацией» шеи и талии» и отвлечённо-серьёзным выражением лица с чёрными бровями и короткой стрижкой на казавшейся некрупной по сравнению с ростом голове. А вспомнилось обо всём этом, поскольку только что на телеэкранах промелькнул в трансляции из Токио с Олимпийских игр другой ещё более стройный и на первый взгляд столь же молодой брюнет в красной рубашке с аккредитацией тренера, с трибун пустого «антиковидного» японского стадиона корректирующий действия в метании копья своего подопечного-десятиборца. Это отметивший недавно 75-летие тренер из Канады Григорий Портной, тот самый наш друг-корабел-десятиборец. После ЛКИ он окончил ГДОИФК им. Лесгафта, 40 лет назад защитил кандидатскую диссертацию в Киеве по многолетней подготовке в десятиборье, а уже 30 лет как проживает далеко от родного города за океаном. Его ученик из Торонто Пьерс Лепаж занял на ОИ в Токио пятое место, по ходу с первого по восьмой включительно виды занимая третью позицию. Во всяком случае, лучший (единственный) из россиян Илья Шкуренёв занял здесь 8 место, а Г. Г. Портной оказался в Токио чуть ли не единственным «представителем» лёгкой атлетики Ленинграда-Санкт-Петербурга (ещё, видимо, только тренер метателя молота В. Пронкина Вадим Херсонцев – ныне москвич, а в спортивном прошлом петербуржец – чемпион России 1996 и 2006 гг., был там). Это грустно, ведь с 1952 по 2012 гг. наш город был представлен в среднем тринадцатью легкоатлетами и в советскую, и в российскую эпохи, варьируя от 26 до 4 участников в сборных СССР и от 11 до 17 в сборных России. Но об этом в другой раз надо говорить особо. Второй повод вспомнить старый фотокадр – 80-летие со дня рождения Сергея Довлатова 3 сентября, теперь целую первую неделю сентября и в разных «интерактивных» формах фестиваля «День Д» отмечаемый возле мемориальной доски и памятника ему на улице Рубинштейна. В 60-е годы он немало писал репортажей и о спортивных мероприятиях, особенно о боксе. Имел он в этом виде спорта и личный практический опыт, оценённый, правда, «физруками» (как он их называл) невысоко, что и породило некий скепсис к спорту вообще. Позднее Сергей писал о безразличии и даже пренебрежении (вплоть до того, что «возненавидел» их) к таким сферам как театр, музыка, балет, живопись, скульптура и спорт, а также природа – то ли это был некий эпатаж с претензией на оригинальную самодостаточность, то ли следствие чересчур тесного общения с этими объектами «изнутри» в юности. Но всё же помню, что он с интересом выслушивал в 67-68 гг. мои рассказы (в ответ на его расспросы) – тогдашнего студента-корабела, корреспондента многотиражки и легкоатлета-бегуна о тонкостях и трудностях работы тех, кто берётся осваивать такую непростую дистанцию как 400 метров. Через несколько лет (1976) в рассказе «Компромисс № 9» (газета «Советская Эстония») Сергей уже в Таллине представил героиню повествования аспирантку-химика Тийну Кару, которая занимаясь спортом, бегала дистанцию 400 метров – «самую трудную, по мнению специалистов, в лёгкой атлетике, и вообще трудоёмкую в легкоатлетическом спорте, требующую сочетания быстроты и выносливости, взрывной силы и напряжённой воли к победе». А в 1968 г. , как мы узнали позднее, Сергей написал 40 из 100 страниц задуманной «крупноформатной прозы» «Записки тренера». Оказалось, что как раз в годы нашей совместной работы спорт вновь стал объектом его внимания и даже «творческих планов». Не знаем, к сожалению, о судьбе этих «Записок тренера». А вот ещё фраза – в одной из его последующих книг («Зона») написано: «Я был наделён врождёнными задатками спортсмена-десятиборца». Кстати, первой публикацией ныне знаменитого писателя в прессе городского масштаба стал очерк «Мир современника – комментарий к песне» в журнале «Аврора» № 1 за 1969 г., героем которого стал Юрий Щенников, яркой страницей ранних лет биографии которого было участие в целинных отрядах. Этот очерк расширял статью «Человек, который всегда спешит» в тех самых «За кадры верфям», с которых начал эти заметки по случаю юбилеев. Напомним, что С. Д. Довлатов уехал в США в 1978, где закончил жизненный путь в 1990 г. Его коллега по ленинградской газете Ю. Н. Щенников ушёл от нас спустя 25 лет. Более подробно об этих людях мы писали в газете «За кадры верфям» в декабре 2005 – январе 2006 г. и в городском журнале «История Петербурга» (главный редактор С. Н. Полторак) № 5 (57) за 2010 год. К нынешним торжествам они отнеслись бы с юмором и открытостью. Кстати, в 2020-22 годах отмечаются юбилеи и Ленинградского Кораблестроительного института (ныне СПб Морской Технический Университет). Замечу, что ранее отмечали юбилей создания кораблестроительного факультета при Политехническом институте (1902 г.), к 65-летию которого мы с А. Лосиком (при моральной и творческой поддержке С. Довлатова, который сам избегал материалов о «положительных героях», и если уж приходилось затрагивать такие темы, подписывался псевдонимом «Д. Сергеев») и с разрешения ректора Е. В. Товстых на ознакомление в отделе кадров с личными делами всех профессоров и доцентов) выпустили целые развороты в двух номерах газеты с интервью корабелов разных поколений, начиная с первого набора и выпуска. В том же 67-м ЛКИ наградили орденом Ленина. Теперь празднуют дату самостоятельного существования Корабелки в статусе отдельного института (в 2020 – 90-летие).
Как не вспомнить, что его выпускники внесли вклад не только в могущество военного и гражданского судостроения, но и в режиссуру театра (И. Владимиров, В. Воробьёв, Г. Козлов), и в телевидение (Э. Серебренников, В. Саруханов, С. Прохоров), и в актёрское либо бардовское искусство (С. Русскин, Э. Гиршов), и в политику (А. Щелканов, Н. Патрушев, Г. Томчин, С. Тарасов, Н. Евдокимова, В. Новосёлов, В. Романов), и в спортивную журналистику (С. Таратынов). Среди выпускников были и заслуженные тренеры СССР (шашист Ю. Барский, легкоатлет С.Бондаренко, дзюдоист А. Корнеев), и спортивные учёные (пловец А. Дементьев, легкоатлеты В. Медведев и Г. Портной, те же С. Бондаренко и А. Корнеев). И это при том, что учиться в одном из самых сложных по программе и требованиям вузов, даже не совмещая учёбу с творчеством, тренировками либо общественными функциями было весьма нелегко. Учились в ЛКИ прославленные баскетболисты ленинградского «Спартака» во главе с А. Беловым, гребцы-академисты сборной СССР, сильные борцы и гимнасты и даже олимпийский чемпион фигурист-депутат Антон Сихарулидзе.
Вот о чём напомнила старая фотография в год юбилеев: института – родного и очень спортивного; писателя – знакомого по молодым годам и сотрудничеству в газете и ставшего в последние годы жизни широко известным; а также многочисленных сверстников-однокашников автора – и всё это на фоне наконец-то проведённых Олимпийских игр, в которых переплелись судьбы людей и стран, события и встречи-расставания… «О, Спорт! Ты – Мир!»
Вячеслав Степанов,
заслуженный тренер СССР,
профессор,
выпускник ЛКИ-1971 (ещё одна круглая дата)
В семейном фотоальбоме храню снимок, сделанный в начале лета 1967 года на стадионе «Динамо» общественным фотокорреспондентом многотиражной газеты «За кадры верфям» Юрием Щенниковым. Автор кадра, как и автор этой статьи, тогда был студентом знаменитой Корабелки (ЛКИ), кроме того Юрий одновременно работал преподавателем кафедры физвоспитания того же вуза, имея уже диплом выпускника Института физкультуры имени Лесгафта. Юра – бодрый, гармоничный, красивый и доброжелательный старший товарищ (учился на два курса старше) – приносил нашей институтской команде весомые очки за победы в метании копья. Этим видом лёгкой атлетики он увлёкся ещё в Новосибирске, став победителем юношеских соревнований РСФСР, а после приезда в наш город (в неполных 17 лет) и первенства Ленинграда. Впоследствии хобби переросло в профессию – Щенников стал ведущим фоторепортёром ленинградских газет, основным местом работы был «Вечерний Ленинград», его снимки украсили, к примеру, сборник «Наш «Зенит-1984». А запечатлел он тогда нашего товарища по легкоатлетической сборной ЛКИ Григория Портного, выполняя поручение исполняющего обязанности главного редактора вузовской упомянутой многотиражки Сергея Довлатова, чтобы проиллюстрировать написанный мной очерк о студенте-корабеле и десятиборце. Серёжа приложил руку к этому моему журналистскому наброску не только как редактор – придумав названия и к статье, и к снимку, но и в прямом смысле: взяв авторучку (тогда они были перьевые, заправляемые чернилами), подрисовал Грише синими штрихами гипертрофированную рельефную мускулатуру в стиле вошедших в те годы в моду, хотя и критикуемых (даже запрещаемых) фигур культуристов, теперь этот вид атлетических занятий называется бодибилдингом. Сергей вообще увлекался изобретением заголовков и упражнениями в афоризмах, играми в словесные формы, оттачивая будущий свой стиль писателя, ныне признанного «классиком» ХХ века. К очерку о Грише он предложил такое: «Десять побед Григория Портного». Пришлось объяснять ему, что в легкоатлетических многоборьях нужно набирать не победы в отдельных видах, а очки за результаты в них по таблице, можно выиграть десятиборье без единой победы в его компонентах. Но его яркие, броские фразы во главе статей (сам текст он почти не правил) всё равно украшали почти все публикации разных авторов в газете, «редажируемой» Довлатовым (так он именовал свою деятельность, позаимствовав слово у Салтыкова-Щедрина). «За фразой – ничего, но как звучит!», – говорил он. Этот очерк можно найти в подшивках «За кадры верфям» (№ 20 (1133) от 13 июня 1967 г.). Помню и другие заголовки, придуманные Сергеем к моим статьям: «Королеве» тесно», «Солнце светит прибористам», «Кросс-праздник», «Как всё успеть (наши отличники)» и «Рядовой революции». Материал с таким названием мы написали вместе с Сашей Лосиком – товарищем по студенческой группе, ныне Александр Витальевич доктор исторических наук, а в середине 60-х мы с ним делили пополам (по 45 рублей) ставку литсотрудника в газете по предложению Довлатова, и нашу статью об участнике Штурма Зимнего Василии Аверьяновиче Смирнове, бывшем матросе, а тогда столяре мастерских ЛКИ, поместили в городской газете, с чем нас поздравил профессионал-журналист (хотя и с незаконченным ЛГУ, но практически овладевший всеми технологиями и ремёслами газетного творчества и производства), тогда боровшийся за публикации своих рассказов, теперь ставших бестселлерами. Если и был Серёжа в те годы популярен, то среди студенческих масс, встречавших аплодисментами его посещение лекционных аудиторий для репортёрской съёмки на «Лейку» (так назывался фотоаппарат), поскольку этот газетчик был колоритен: двухметрового роста, с непропорционально длинными и стройными прямыми, даже икс-образными ногами, с весьма «условной идентификацией» шеи и талии» и отвлечённо-серьёзным выражением лица с чёрными бровями и короткой стрижкой на казавшейся некрупной по сравнению с ростом голове. А вспомнилось обо всём этом, поскольку только что на телеэкранах промелькнул в трансляции из Токио с Олимпийских игр другой ещё более стройный и на первый взгляд столь же молодой брюнет в красной рубашке с аккредитацией тренера, с трибун пустого «антиковидного» японского стадиона корректирующий действия в метании копья своего подопечного-десятиборца. Это отметивший недавно 75-летие тренер из Канады Григорий Портной, тот самый наш друг-корабел-десятиборец. После ЛКИ он окончил ГДОИФК им. Лесгафта, 40 лет назад защитил кандидатскую диссертацию в Киеве по многолетней подготовке в десятиборье, а уже 30 лет как проживает далеко от родного города за океаном. Его ученик из Торонто Пьерс Лепаж занял на ОИ в Токио пятое место, по ходу с первого по восьмой включительно виды занимая третью позицию. Во всяком случае, лучший (единственный) из россиян Илья Шкуренёв занял здесь 8 место, а Г. Г. Портной оказался в Токио чуть ли не единственным «представителем» лёгкой атлетики Ленинграда-Санкт-Петербурга (ещё, видимо, только тренер метателя молота В. Пронкина Вадим Херсонцев – ныне москвич, а в спортивном прошлом петербуржец – чемпион России 1996 и 2006 гг., был там). Это грустно, ведь с 1952 по 2012 гг. наш город был представлен в среднем тринадцатью легкоатлетами и в советскую, и в российскую эпохи, варьируя от 26 до 4 участников в сборных СССР и от 11 до 17 в сборных России. Но об этом в другой раз надо говорить особо. Второй повод вспомнить старый фотокадр – 80-летие со дня рождения Сергея Довлатова 3 сентября, теперь целую первую неделю сентября и в разных «интерактивных» формах фестиваля «День Д» отмечаемый возле мемориальной доски и памятника ему на улице Рубинштейна. В 60-е годы он немало писал репортажей и о спортивных мероприятиях, особенно о боксе. Имел он в этом виде спорта и личный практический опыт, оценённый, правда, «физруками» (как он их называл) невысоко, что и породило некий скепсис к спорту вообще. Позднее Сергей писал о безразличии и даже пренебрежении (вплоть до того, что «возненавидел» их) к таким сферам как театр, музыка, балет, живопись, скульптура и спорт, а также природа – то ли это был некий эпатаж с претензией на оригинальную самодостаточность, то ли следствие чересчур тесного общения с этими объектами «изнутри» в юности. Но всё же помню, что он с интересом выслушивал в 67-68 гг. мои рассказы (в ответ на его расспросы) – тогдашнего студента-корабела, корреспондента многотиражки и легкоатлета-бегуна о тонкостях и трудностях работы тех, кто берётся осваивать такую непростую дистанцию как 400 метров. Через несколько лет (1976) в рассказе «Компромисс № 9» (газета «Советская Эстония») Сергей уже в Таллине представил героиню повествования аспирантку-химика Тийну Кару, которая занимаясь спортом, бегала дистанцию 400 метров – «самую трудную, по мнению специалистов, в лёгкой атлетике, и вообще трудоёмкую в легкоатлетическом спорте, требующую сочетания быстроты и выносливости, взрывной силы и напряжённой воли к победе». А в 1968 г. , как мы узнали позднее, Сергей написал 40 из 100 страниц задуманной «крупноформатной прозы» «Записки тренера». Оказалось, что как раз в годы нашей совместной работы спорт вновь стал объектом его внимания и даже «творческих планов». Не знаем, к сожалению, о судьбе этих «Записок тренера». А вот ещё фраза – в одной из его последующих книг («Зона») написано: «Я был наделён врождёнными задатками спортсмена-десятиборца». Кстати, первой публикацией ныне знаменитого писателя в прессе городского масштаба стал очерк «Мир современника – комментарий к песне» в журнале «Аврора» № 1 за 1969 г., героем которого стал Юрий Щенников, яркой страницей ранних лет биографии которого было участие в целинных отрядах. Этот очерк расширял статью «Человек, который всегда спешит» в тех самых «За кадры верфям», с которых начал эти заметки по случаю юбилеев. Напомним, что С. Д. Довлатов уехал в США в 1978, где закончил жизненный путь в 1990 г. Его коллега по ленинградской газете Ю. Н. Щенников ушёл от нас спустя 25 лет. Более подробно об этих людях мы писали в газете «За кадры верфям» в декабре 2005 – январе 2006 г. и в городском журнале «История Петербурга» (главный редактор С. Н. Полторак) № 5 (57) за 2010 год. К нынешним торжествам они отнеслись бы с юмором и открытостью. Кстати, в 2020-22 годах отмечаются юбилеи и Ленинградского Кораблестроительного института (ныне СПб Морской Технический Университет). Замечу, что ранее отмечали юбилей создания кораблестроительного факультета при Политехническом институте (1902 г.), к 65-летию которого мы с А. Лосиком (при моральной и творческой поддержке С. Довлатова, который сам избегал материалов о «положительных героях», и если уж приходилось затрагивать такие темы, подписывался псевдонимом «Д. Сергеев») и с разрешения ректора Е. В. Товстых на ознакомление в отделе кадров с личными делами всех профессоров и доцентов) выпустили целые развороты в двух номерах газеты с интервью корабелов разных поколений, начиная с первого набора и выпуска. В том же 67-м ЛКИ наградили орденом Ленина. Теперь празднуют дату самостоятельного существования Корабелки в статусе отдельного института (в 2020 – 90-летие).
Как не вспомнить, что его выпускники внесли вклад не только в могущество военного и гражданского судостроения, но и в режиссуру театра (И. Владимиров, В. Воробьёв, Г. Козлов), и в телевидение (Э. Серебренников, В. Саруханов, С. Прохоров), и в актёрское либо бардовское искусство (С. Русскин, Э. Гиршов), и в политику (А. Щелканов, Н. Патрушев, Г. Томчин, С. Тарасов, Н. Евдокимова, В. Новосёлов, В. Романов), и в спортивную журналистику (С. Таратынов). Среди выпускников были и заслуженные тренеры СССР (шашист Ю. Барский, легкоатлет С.Бондаренко, дзюдоист А. Корнеев), и спортивные учёные (пловец А. Дементьев, легкоатлеты В. Медведев и Г. Портной, те же С. Бондаренко и А. Корнеев). И это при том, что учиться в одном из самых сложных по программе и требованиям вузов, даже не совмещая учёбу с творчеством, тренировками либо общественными функциями было весьма нелегко. Учились в ЛКИ прославленные баскетболисты ленинградского «Спартака» во главе с А. Беловым, гребцы-академисты сборной СССР, сильные борцы и гимнасты и даже олимпийский чемпион фигурист-депутат Антон Сихарулидзе.
Вот о чём напомнила старая фотография в год юбилеев: института – родного и очень спортивного; писателя – знакомого по молодым годам и сотрудничеству в газете и ставшего в последние годы жизни широко известным; а также многочисленных сверстников-однокашников автора – и всё это на фоне наконец-то проведённых Олимпийских игр, в которых переплелись судьбы людей и стран, события и встречи-расставания… «О, Спорт! Ты – Мир!»
Вячеслав Степанов,
заслуженный тренер СССР,
профессор,
выпускник ЛКИ-1971 (ещё одна круглая дата)
Комментарии
Отправить комментарий