К основному контенту

Пуни И. А. Натюрморт с буквами. Спектр бегство. 1919

Проявление бега можно увидеть в творчестве русско-французского художника Ивана Альбертовича Пуни.


Пуни И. А.
Натюрморт с буквами. Спектр бегство
1919
Холст, масло. 124 x 127

В "Натюрморте с буквами. Спектр бегство" вербальная основа образного решения очевидна. В слове "бегство" буквы беспорядочно разбегаются, в слове "спектр" — возникают на поверхности холста подобно тому, как расширяется направленный луч прожектора, а слово "форм" с утроенной буквой "м" рождает ощущение протяженности. Позднее на своей персональной выставке в галерее "Штурм" в Берлине (1921) Пуни в новом варианте повторил этот пластический ход, инсталлировав слово "Бегство" на стенах выставочного зала. Повторил он тогда и саму работу, которую не смог вывезти из России.
(Русский музей. От иконы до современности. 2005. С. 338.)

Государственный Русский музей

Иван (Жан) Альбертович Пуни (20 февраля 1894 (Куоккала - ныне Репино, Санкт-Петербург) — 26 ноября 1956 (Париж))

Живописец, график, сценограф, скульптор.

Пуни родился в семье известного виолончелиста. Его дед Цезарь Пуни (1802–1870) — знаменитый итальянский композитор, возглавлявший Парижскую оперу, а затем работавший в Санкт-Петербурге и писавший балетную музыку для императорских театров. Первоначальное музыкальное и художественное образование Иван Пуни получил в семье. В 1910 поехал в Италию для лечения туберкулеза. Затем переехал в Париж, где поступил в Академию Р. Жюльена, посещал занятия в других художественных школах.

В 1912 вернулся в Петербург. Вскоре познакомился с братьями Бурлюками, К. С. Малевичем, В. В. Маяковским, В. В. Хлебниковым, М. В Матюшиным и другими представителями русского авангарда. Вступил в "Союз молодежи". В 1913–1914 вновь побывал в Париже. В 1913 женился на художнице Ксении Богуславской, с которой познакомился во Франции. Экспонировал свои работы на салоне Независимых.

В 1914 создал эскиз обложки футуристического альманаха "Рыкающий Парнас", издававшегося на средства Богуславской (тираж был арестован цензурой). В 1912–1917 принимал участие в выставках "Союза русской молодежи" (1912–1913, 1913–1914), "Бубнового валета" (1917), был одним из организаторов выставок "Трамвай В" и "0,10". В 1915, в преддверии выставки "0,10", вместе с Богуславской, Малевичем и И. В. Клюном выпустил листовку с изложением своего художественного кредо: "картина есть новая концепция абстрагированных реальных элементов, лишенная смысла". В январе 1916 Пуни и Малевич выступили в зале Тенишевского училища с лекцией "Кубизм — футуризм — супрематизм".

Весной 1917 стал одним из учредителей союза "Свобода искусству". С 1918 — профессор Государственных художественных мастерских в Петрограде. В 1919 по приглашению М. З. Шагала преподавал в Витебской художественной школе. Вместе с Богуславской занимался агитационным оформлением улиц Петрограда по случаю первой годовщины Октября (Литейный проспект и Охта). Работал на Государственном фарфоровом заводе, исполнил проект печати Совнаркома. В 1918–1929 участвовал во многих советских выставках, в том числе в выставке "Русский пейзаж" в Петрограде (1918) и выставке новейших течений в искусстве в Ленинграде (1927).

В конце 1919 выехал в Финляндию, осенью 1920 переехал в Берлин. Занимался оформлением книг. Создавал беспредметные картины. Вошел в Ноябрьскую группу, объединившую авангардистов разных направлений. В 1921 участвовал в выставках группы в Берлине и Дюссельдорфе, в 1922 экспонировался в Праге. В 1921 и 1923 провел персональные выставки в галерее "Буря". В 1923 издал в Берлине книгу "Современная живопись", в которой подверг беспредметное искусство резкой критике. Отказался от супрематизма, отдавая предпочтение В. В. Кандинскому.

В 1923 переехал в Париж. Дружил с Ф. Леже, А. Марке, Д. Северини. Пройдя через увлечение кубизмом, конструктивизмом, дадаизмом — пришел в середине 1920-х к фигуративной живописи в мягкой импрессионистической манере, в духе П. Боннара и Э. Вюйяра. В 1924 экспонировал свои работы в салоне Тюильри. Принимал участие в Международной выставке в Брюсселе (1928) и выставке Современного французского искусства в Москве (1928). Персональные выставки Пуни были организованы в галерее "Барбазанж" (1925), галерее Бернхейма (1928), галерее "Кастель" (1933), галерее "Ле Ниво" (1937).

В 1940–1942 жил на юге Франции, в Антибе. В 1942 вернулся в Париж. В 1943 устроил свою выставку в галерее Л. Карре. В 1946 принял французское гражданство, вскоре был удостоен ордена Почетного легиона.

Пуни был весьма разносторонним художником, но известен он прежде всего как живописец. Даже его рельефы, созданные в середине 1910-х, были скорее развитием двухмерной поверхности, чем пространственными конструкциями. Эволюцию его творчества во многом определили постоянные внутренние противоречия между эмоциональными, экспрессионистскими чертами его художественного темперамента, которые побудили его резко повернуть от синтетического стиля ранних фовистских полотен к аналитической концепции беспредметного искусства, а затем вновь вернуться к синтетическим красочным натюрмортам 1917–1919. Только в Берлинский период это колебание уменьшается. Пуни даже счел необходимым отвергнуть свои супрематические формальные достижения, Однако критика художником своих собственных абстрактных работ не отменяет их значения для развития современного искусства.

Творчество Пуни представлено во многих музеях мира, в том числе в Государственной Третьяковской галерее в Москве, Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге, Музее современного искусства в Нью-Йорке, галерее Тейт в Лондоне и других.

Источник: ARTinvestment.ru.

См. "Основоположник отечественной психологии спорта Авксентий Цезаревич Пуни".

Комментарии