К основному контенту

Новиков П. В. иллюстратор детской спортивной литературы 1930-х годов








(Новиков П. "Кросс. Бег с препятствиями" (для детей дошкольного возраста), ОГИЗ Молодая гвардия, 10 с., 1932)






(Новиков П. "Стадион" (для детей дошкольного возраста), Ленинград Гос. изд-во, 10 с., 1930)

К 120-летию со дня рождения художника Новикова Петра Васильевича (1899-1943)



Пётр Новиков родился 29 июня 1899 в Смоленской губернии в крестьянской семье, но вскоре семья переехала в Петербург. Отец работал литейщиком, мать трудилась на ткацкой фабрике.

После окончания школы в 1917 году не лишённый художественных способностей молодой человек работал учеником-гравера, ретушером-корректором в типографии "Самообразование", одновременно учился (1913-1917) в рисовальной школе Императорского общества поощрения художеств преподаватели А. Рылов,  Г. Бобровский, директор – Н. Рерих). "С первого дня Октябрьской революции вступил в ряды добровольческой милиции II Казанского р-на Ленинграда" и затем всю Гражданскую войну служил в Красной армии. Всегда серьёзно занимался спортом и считал себя профессиональным спортсменом: "Бег, борьба, гимнастика, лыжи, футбол, теннис…". В начале 1920-х годов работал инструктором спорта в гарнизонном клубе. После демобилизации, в 1923 году поступил во ВХУТЕИН на живописный факультет, через год перешел на графический, где его учителями были П. Шиллинговский и В. Конашевич. Ввиду тяжелого материального положения, вынужден был работать, да к тому же принимал участие в крупных соревнованиях по классической борьбе, он "не смог вовремя ликвидировать задолженность" по ряду предметов и был отчислен с 3-го курса, хотя за него вступились Д. Митрохин, В. Конашевич, В. Замирайло,  считая, что П. Новиков "один из наиболее одаренных и активных в настоящее время на курсе…". К сожалению, эта "аттестация профессуры", а главное, выдающихся художников не помогла. Однако, Новиков устоял перед очередным ударом судьбы. В конце 1920-х годов он работал в типографии им. Ивана Фёдорова.

Ему посчастливилось участвовать в выставках, начиная с далекого 1926 года. С 1930-х годов сотрудничал с Детским отделением Госиздата,  работал над иллюстрацией детских книг ("Военно-лыжный поход", "Кросс"). Художнику удалось выработать свой стиль, не смотря на определенное влияние школы В. Лебедева. Особенно интересными, пронизанными жизнеутверждающей энергетикой, спортивным накалом, азартом, оптимизмом являются иллюстрации к книге "Стадион" (1930).

В это же время Новиков совершил несколько этнографических экспедиций в Азербайджан, Армению, Таджикистан, откуда вернулся с яркими впечатлениями и зарисовками. В 1932 году художник был командирован на Кольский полуостров в Хибины, где в это время велось грандиозное строительство горно-обогатительного комбината. Через год "на собственные" средства он вновь приехал в Хибиногорск (Кировск) с желанием завершить работу по созданию альбома видов Хибиногорска. Огромная серия цветных литографий "Хибины" стала результатом этой творческой командировки.

1933 год стал знаменательным для художника ещё тем, что он начал работать в легендарной Экспериментальной литографской мастерской, где царила "особая живая атмосфера сотворчества", что как нельзя лучше способствовало выходу этого цикла. Небольшая часть этих графических листов хранится в нашем музее (переданы в дар Союзом художников в 2007 г.): "Комбинат", "Комбинат ночью", "Хибины. Пейзаж", "Киров в Хибинах в 1930 году (Первое совещание о строительстве в Заполярье"), "С. М. Киров на строительстве".

В небольших камерных литографиях П. В. Новикова, изображающих суровые пейзажи Кольского полуострова столь негромко, но подкупающе искренне и выразительно проступает поэзия русского Севера.

Пётр Васильевич Новиков во время блокады Ленинграда вместе со своей женой художником, графиком Марией Николаевной Бутровой работал в бригаде художников при ЛОСХе, создавал плакаты, лозунги, участвовал в маскировке зданий. В 1943 году вместе с ней эвакуировался в Москву, где вскоре умер не пережив последствий голода. До недавнего времени об этом художнике было известно совсем немного, но после ряда выставок в Тюменском музее изобразительных искусств и, особенно, в Кировском историко-краеведческом музее появилось несколько публикаций об этом замечательном и талантливом художнике. Большое количество рисунков, литографий П. В. Новикова были подарены многим музеям в начале 1990-х годов петербургским Союзом художников по инициативе и стараниями Валентины Павловны Сидоровой, входившей в Комиссию по творческому наследию М. Н. Бутровой (1905-1989). Мария Николаевна более 45 лет сохраняла работы своего мужа П. В. Новикова, а так как детей у них не было, поэтому их произведения необходимо было "пристроить", т.е. направить в те музеи, где бы их с неподдельным интересом ждали.

Как важно, когда современники оставляют живые, образные характеристики-портреты своих коллег, друзей, проживших такую короткую, но яркую и насыщенную жизнь: "Он был красив и широкоплеч, настоящий атлет… Сила в нем чувствовалась большая, а исходил от него словно бы электрический ток, тот самый mens sana – здоровый дух в здоровом теле. Спокойный и раскованный, мужественный и правдивый, П. В. стал навсегда для меня образцом человеческого достоинства" – этим воспоминанием с нами поделился художник Борис Семёнов.

Ирина Лермонтова

Источник: Государственный музей городской скульптуры.


(Новиков П. В. Фотография конца 1930-х годов)


(Новиков П. В. (в трусах) перед соревнованиями на "Стадионе им. В. И. Ленина". Фотография 1930-х годов)


(Новиков П. В. На теннисном корте. Фотография 1930-х годов)

Источник: LeningradArt.com.

Комментарии