К основному контенту

Легкоатлетический перформанс. Обращение к неизвестным русским художникам

Эвтерпа - муза лирической поэзии - посещает когда хочет. А дальше происходят озарения не только в части сочинительства. Идея становится одержима самодвижением.

Так случилось с моим стихотворением "Бегун".

Без запятых и скобок точно
Погиб для мира потребленья
Бегун. Стоит на старте прочно,
В душе лелея вдохновенье.

Оно подымет выше строчек
До взлёта быстрое движенье,
Что даже камеры слеженья
Не отследят победы почерк.

В телефонном разговоре я поделился им с завязятым театралом, тренером и судьёй всероссийской категории Олегом Валентиновичем Бразовским. Неожиданно он предложил прочитать это стихотворение 18 февраля 2020 года на Зимнем стадионе на всероссийских соревнованиях "Мемориал ЗТ СССР Виктора Ильича Алексеева". Я распечатал текст и Олег Валентинович, предварительно испросив разрешения судейского начальства, зачитал его публично. Как он мне потом рассказал стихи на соревнованиях он читал в третий раз. В первый - это было стихотворение нашего земляка, чемпиона СССР в десятиборье, МСМК Рудольфа Зигерта "Десятиборец".

Стихотворение Николая Крячкова "Бегун"


Чтение "Бегуна" событием, конечно же, не стало, но я потом вспомнил о конкурсах искусств на Олимпийских играх, проходивших с 1912 по 1948 годы. Советский Союз и Российская Федерация в них никогда не участвовали и я подумал о том, как бы это могло выглядеть?.. Но ничего, разумеется, представить не смог... Тема забылась.

И вот, занимаясь, как-то, вроде бы отвлечённым от спорта предметом и поглядывая на новости об изменениях в управлении отечественной лёгкой атлетикой, я неожиданно для себя набрёл на перформанс современного английского художника Мартина Крида "Work No 850": в 2008 году люди из всех слоёв общества, включая автора, пробегали через галерею "Tate Britain" каждые 30 секунд каждый день четыре с половиной месяца так, как если бы от этого зависела жизнь бегунов. Работа должна была показать красоту человеческого движения в его чистейшей форме. Об этом писала газета "The Guardian" в статье "Martin Creed's Work No 850".



Martin Creed's Work No. 850. TateShots


Martin Creed, Poet of the Everyday - Brilliant Ideas Ep. 36


Искусство, как бы ни относиться к его разновидностям, символично. Если понимать его язык, сообщение художника может указать будущее. Здесь не лишне будет отметить, что модернисты уже столетие исследуют предельные сущности: отрицают живопись, пытаются заглянуть за само пространство... Достаточно вспомнить таких новаторов как Казимир Малевич, Александр Родченко и других. Россия явила миру современный абстракционизм и... куда-то пропала в этом отношении. Запредельный опыт великих русских художников замкнулся у нас в музейном мирке и остался без горизонтальных связей.

И вот через семь лет представления публике лёгкой атлетики как музейного перформанса начался перформанс вселенский. Традиционные ценности начали заменятся ценностями альтернативными: презумпция невиновности презумпцией виновности, вместо вины основанием наказания стало подозрение, но в ряде случаев для наказания не требовалось даже подозрения, только принадлежность к нашей стране и её культуре, героями стали считать осведомителей. Свобода обернулась несвободй, а наша лёгкая атлетика, в которой нет места насилию, оказалась жертвой насилия над личностью. Есть в этом какая-то методическая ирония...

Как выяснилось, для всего этого уже были созданы или адаптированы международные институты. Все документы для их свободы действий в нашей стране тоже были уже подписаны. Государственные институты оказались заняты другими проблемами. Хроника последних лет сообщала в т. ч., что в Минкульте боролись с откатами, в Минспорте были увлечены 55% и тремя буквами "ГТО", видимо полагая, что такой прагматизм обеспечит необходимую стабильность, грозные структуры увлечённо измеряли пространство кубометрами резанной бумаги. Все были заняты и если где-то возникал шорох, то оглядывались не по сторонам, а смотрели вверх. Но оттуда транслировалась единственная реактивная идея "антикризисного управления". Складывалось такое впечатление, что в чём, собственно, состоит вызов, плохо понятно или даже непонятно вообще. Появился даже гламурный альтернативно-одарённый голос, характеризующий выборы очередного легкоатлетического начальника с отсутствующим корневым понятием "выбор" как безальтернативные. Можно, конечно пытаться усилить желаемое прилагательным, но смысл меняется. Люди с серьёзным выражением лиц приняли участие в уже пятилетку как продолжающемся чужом насмешливом перформансе "А что вы нам сделаете?". Но ведь художник давно всё сообщил и ирония его не была злой. Умный ведь поймет. Несерьёзное вроде бы дело легло в методички запредельных состояний. Всё стало чрезвычайно серьёзно, плохо, даже. Великая держава с ядерной кнопкой и модернизированным силовым блоком уже годы выглядит беспомощной.

Удивительно, но у нас не нашлось художника, который мог бы дать талантливый ответ! Есть ли таковые вообще? Или они затоптаны суетливым рвением оперативного учёта талантов в духе оперативно-розыскного социологического исследования социальных связей и прочего искания кладов, когда важнее взять на карандаш имя автора, а не постигнуть суть его идеи. Или хотя бы дать ей ход. Глядишь, пригодилось бы, если другие сферы высших достижений человека - наука и спорт - оказываются бессильны. Но я представил уважаемый государственный музей с закостенелой структурой, в котором лишь разводят руками, дескать, это не живопись, не графика, не скульптура, не декоративно-прикладное... ах, да, новейшие течения... а у вас есть спонсор?..

Юрий Шевчук, хотя и несколько по другому поводу, говорит, что необходимо думать, думать, думать, искать выходы, пути, быть личностью... Найдутся ли?

ДДТ - Песня о свободе (LIVE 2011 Небо под сердцем)


Если найдутся личности, найдётся и выход. Наша лёгкая атлетика обретёт долгожданную свободу!

Николай Крячков

Комментарии